Экономист назвал будущее клиентов Тинькофф банка после слияния с «Яндексом» - Новости

«Яндекс» напрямую повлияет на развитие сервисов «Тинькофф банка» в случае успешного завершения сделки между компаниями, заявил экономист Василий Колташов в разговоре с iReactor.

«Яндекс» сообщил о проведении переговоров с TCS Group Олега Тинькова о возможной покупке 100% акционерного капитала «Тинькофф». В обращении компании подчеркнули, что к настоящему моменту стороны уже пришли к принципиальному соглашению о сделке, сумма которой оценивается в 5,48 млрд долларов. Сейчас проходит процесс комплексной правовой проверки и согласование обязывающих документов. 

Первое обсуждение объединения «Яндекса» с банком «Тинькофф» появилось еще в прошлом году. Тогда основатель банка и держатель 40% его акций Олег Тиньков публично предложил главе «Яндекса» Аркадию Воложу объединить бизнес. А неделю назад появились первые новости о том, что сделка действительно состоится. Правда, в пресс-службе «Яндекса» тогда сразу назвали эту информацию «слухами двухлетней давности». 

Вероятно, грядущая сделка — замена «Яндексом» «Сбербанка». С 2012 года компании сотрудничали в рамках проекта «Яндекс.Деньги», а в 2018 начали совместно развивать еще и «Яндекс.Маркет». Однако в какой-то момент «Сбербанк» принялся параллельно создавать свою экосистему сервисов вместе с Mail.ru Group, главным конкурентом «Яндекса». Например, банк вкладывается в развитие такси-сервиса «Ситимобил» и сервиса доставки еды Delivery Club, что послужило причиной «развода» «Яндекса» со «Сбербанком» летом этого года. 

Конкуренция между экосистемами «Сбербанка» и «Яндекса» стала нарастать. Мы искали взаимоприемлемый выход из этой ситуации, и нам совместно с менеджментом «Яндекса» удалось найти взвешенное и взаимовыгодное решение. Мы планируем остаться партнерами с «Яндексом» в рамках коммерческих соглашений по многим направлениям, — сообщал первый зампред правления «Сбербанка» Лев Хасис.

Экономист назвал будущее клиентов Тинькофф банка после слияния с «Яндексом» - Новости

Источник фото: Федеральное агентство новостей

Кроме того, решение о сделке можно отчасти назвать вынужденным, поскольку «Яндекс» попросту вынужден развивать свои денежные сервисы как банк, и никак иначе. Об этом руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов напомнил в беседе с корреспондентом iReactor. 

Покупка «Яндексом» «Тинькофф банка» говорит о том, что, «Яндекс» адаптируется под новые стандарты расчетов, когда только банки могут иметь право проводить все денежные операции в рамках таких сервисов вроде «Яндекс. Денег». Поэтому для «Яндекса» это определенная страховка, — напомнил специалист. 

С другой стороны, сразу по нескольким причинам эту сделку нельзя назвать простой формальностью. Во-первых, философия брендов совпадает гораздо больше, чем у «Яндекса» со «Сбербанком». Тинькофф также развивает свои проекты помимо банка — «Тинькофф Мобайл», «Тинькофф Путешествия» и другие. Но это именно проекты самого банка, а не поддержка конкурентов «Яндекса». Во-вторых, речь идет про покупку 100% акций компании Олега Тинькова, а не только отдельной части в рамках конкретных проектов.

Исходя из этого, есть все шансы на то, что в случае успешного завершения сделки, результат совместной работы двух компаний отразится непосредственно на продуктах и клиентах как самого банка «Тинькофф», так и на пользователях сервисов «Яндекса». И, учитывая общую философию, это будет положительное влияние, считает Колташов. 

Если «Яндекс» покупает «Тинькофф банк», значит у «Тинькофф банка» есть хорошие перспективы. Что, на мой взгляд, ранее не было абсолютным фактом. Сервисная политика «Яндекса» и «Тинькофф банка» совпадает, поэтому я думаю, что для самого проекта это хороший вариант, поскольку по сути эта покупка обозначает объединение двух параллельно развивавшихся бизнесов в один, который будет укреплять свои позиции в формате обслуживания клиентов без отделений, — поделился экономист.

Экономист назвал будущее клиентов Тинькофф банка после слияния с «Яндексом» - Новости

Источник фото: Федеральное агентство новостей — Peter Price

На фоне этих новостей ожидаемо выросла стоимость акций как «Яндекса», так и TCS Group. Акции «Яндекса» выросли на +4,43% на бирже NASDAQ и на +2,51% на Московской бирже. Цена расписок TCS Group — на +6,28% на Московской бирже. На Лондонской фондовой бирже торги были закрыты до объявления о состоявшихся переговорах. Однако если вы вдруг планируете заработать на акциях этих компаний — скорее всего, вы уже опоздали, сообщил Колташов. 

Тот факт, что акции выросли в цене, уже говорит о том, что рынок выдал определенные позитивные ожидания. Это говорит о повышенном спросе на акции. Рынок уже взял эту выгодность. А те, кто сейчас бросится, они бросятся ловить инерцию этого роста. Но нужно учитывать, что рынок в таких коротких взлетах забирает перспективу — как бы не получилось так, что к моменту выхода статьи будет уже не так выгодно покупать акции, — отметил специалист. 

Другими словами, в таких случаях заниматься куплей-продажей акций с целью заработка стоит непосредственно в момент их роста, а не после того, как они уже выросли и зафиксировали свою стоимость, поскольку неизвестно, что будет в дальнейшем. Впрочем, эксперт тут же подчеркнул, что если вы не просто «играете», а стратегически инвестируете в «Яндекс», тогда идеального момент не существует.