Когда же будет задействован Степанакертский аэропорт?

Когда же будет задействован Степанакертский аэропорт?

Азербайджан намерен построить в Карабахе сразу три аэропорта – в Физули, Лачине и Зангилане. Об этом заявил Ильхам Алиев. Один из них – физулинский – президент обещал ввести в эксплуатацию уже в конце этого года. Зачем Азербайджану в Карабахе три аэропорта, когда в Степанакерте уже есть воздушная гавань (причем соответствующая международным стандартам) — разбирался колумнист Sputnik Армения.

Можно не сомневаться в том, что стремление бакинских властей форсировать строительство аэропорта в Физули напрямую связано с решимостью руководства Нагорного Карабаха добиться задействования степанакертского аэропорта. Эта тема стала актуальной сразу после заключения трехстороннего соглашения, один из пунктов которого касается как раз разблокирования транспортных коммуникаций.

Говоря о сроках осуществления прямых полетов в Нагорный Карабах, власти республики не раз упоминали даже конкретные даты. В начале речь шла о 25-м декабря. Затем стали называть дату 10 января. Но ни в декабре, ни в январе, ни в феврале аэропорт так и не заработал. Причина – противодействие со стороны Азербайджана, который полагает, что прямые международные рейсы в столицу Нагорного Карабаха будут восприниматься как проявление косвенного признания его суверенитета.

Напомню, аэропорт был построен в 1974-м в 9-и километрах от Степанакерта – у поселка Иванян (бывший Ходжалу). В советские годы он использовался в основном для рейсов в Ереван и Баку. После начала в 1991-м активных военных действий аэропорт бездействовал. В 2012 году он был реконструирован с учетом всех современных требований. В соответствующие авиационные инстанции были поданы заявки на получение разрешения для эксплуатации его в качестве международного аэропорта. Специалисты Международной организации гражданской авиации изучили объект на месте и дали положительное заключение. Но протесты официального Баку не позволили решить вопрос окончательно. Потому, аэропорт обслуживал лишь вертолеты и малую авиацию. Прямой-рейс Ереван-Степанакерт так и не состоялся, хотя Серж Саркисян будучи президентом его лично анонсировал и даже обещал, что станет его первым пассажиром. Рисковать не стали из за прозвучавших из Баку угроз. Директор Государственного агентства гражданской авиации Азербайджана Ариф Мамедов и глава пресс-службы министерства обороны страны Эльдар Сабироглу выступили тогда с заявлениями, из которых следовало, что если самолет из Еревана попытается совершить посадку в Степанакерте, он будет сбит ракетами. Озвученная угроза звучала вполне реалистично, поскольку нечто подобное действительно имело место в начале 90-х. Гражданский самолет Як-40, выполнявшим рейс Ереван-Степанакерт, был сбит, в результате чего погибли все 39 пассажиров и 4 члена экипажа.

Ясно, что сейчас такое вряд ли возможно. Ведь подписание трехстороннего соглашения многое изменило. А главное – появилась новая сторона, заинтересованная в прямом воздушном сообщении Карабаха с внешним миром. Имею в виду российских миротворцев. Задействование степанакертского аэропорта позволит им решить множество проблем, связанных с логистикой.

Сейчас снабжение контингента осуществляется по достаточно сложной транспортной схеме. Грузы и техника доставляются на азербайджанскую станцию Барда, после чего перегружаются и автотранспортом следуют еще сто километров до Степанакерта. Это неудобно, долго и дорого. Еще сложнее придется, когда настанет пора пересменки российских военных. Ротация личного состава, как известно, будет происходить два раза в год.

Именно российская сторона является на этот раз главным инициатором переговоров о задействовании степанакертского аэропорта. Сразу после ввода в регион миротворческих сил, они приступили к разминированию территории вокруг аэропорта. (Само его здание и взлетно-посадочная полоса несмотря на бомбежки в ходе войны пострадали не сильно.) Военные инженеры укрепили полосы с тем, чтоб посадку на них могли совершать не только пассажирские «Аэрбасы» и «Боинги», но и тяжелые транспортные самолеты. Кстати, рельеф местности вполне позволяет продлить взлетно-посадочную полосу. Тогда можно будет принимать и даже лайнеры «Ил-76». Военный эксперт Александр Хроленко рассчитал, что инвестиции российской стороны в модернизацию Степанакертского аэропорта вполне оправданны, так как его эксплуатация позволит сэкономить на транспортировке большие деньги.

С инженерной и технической точки зрения аэропорт уже полностью готов к работе. Единственная преграда – отсутствие согласия на то Азербайджана. А без него обойтись будет трудно. В соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации, а также согласно требованиям Чикагской конвенции и Варшавского соглашения, международные рейсы могут осуществляться только с разрешения национального авиационного управления страны, в которой расположен аэропорт. Пока окончательный статус Нагорного Карабаха не определен, мировое сообщество продолжает считать его частью Азербайджана. Поэтому официальный Баку все еще пользуется правом вето на решение о задействовании аэропорта.

Москва уже не первый месяц ведет переговоры с Баку об условиях функционирования степанакертского аэропорта. Изначально Азербайджан выдвигал совершенно нереалистичные требования. Как пояснил в одном из своих интервью депутат Милли меджлиса Азербайджана Расим Мусабеков, Баку готов санкционировать эксплуатацию степанакертского аэропорта лишь в случае, если сам будет определять правила управления им. Депутат утверждал, что разрешение будет дано, если весь таможенный и пограничный контроль будут осуществлять азербайджанские специалисты, а персонал подчиняться бакинской авианавигации. Ясно, что выдвижение таких условий было по сути попыткой торпедирования переговоров. Судя по всему, российская сторона нашла способы склонить партнеров по переговорам к уступкам. Об этом позволяют судить заявления официальных лиц.

«Есть положительная тенденция. Я надеюсь, что в ближайшее время вопрос будет окончательною решен», — заявил в недавнем интервью руководитель администрации президента НКР Артак Бегларян. Оптимистично настроен и министр иностранных дел республики Давид Бабаян. Правда, в их оценках произошло определенное смещение важных акцентов. Если прежде Бабаян говорил об использовании аэропорта в качестве воздушных ворот для гражданской авиации, то сейчас речь идет прежде всего о грузовых авиаперевозках. В интервью Общественному телевидению глава внешнеполитического ведомства заявил: «Все идет к тому, что, в первую очередь аэропорт будет эксплуатироваться миротворцами как военный объект для обеспечения их нужд и вопросов безопасности». В то же время министр подчеркнул, что использование аэропорта в гражданских целях – тоже не за горами. «Просто нужно быть реалистами, это станет возможным не сразу», — заключил он.

Эксперт: аэропорт Степанакерта может быть запущен за несколько дней>>

Но вернемся к намерению Ильхама Алиева построить в Карабахе три новых аэропорта. Решение может показаться странным, если иметь в виду, что вопрос задействования степанакертского аэропорта почти решен. Если Алиев действительно верит в возможность интеграции бывшей автономии, то какой смысл тратить сотни миллионов долларов для строительства новых аэропортов? Ведь степанакертский аэропорт мог обслуживать весь регион. Президент Азербайджана на днях заявил, что отныне не будет использовать словосочетание «Нагорный Карабах», так как нагорная и низменная части Карабаха имеют и будут иметь тот же статус. Думаю, если бы он верил в то, что это действительно так, пожалел бы деньги налогоплательщиков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here