Почему ученым не удалось разгадать тайну найденного в Крыму римского кубка

Ученые Института археологии РАН опубликовали отчет об исследовании найденного в некрополе Фронтовое-3 в юго-западном Крыму редкого стеклянного кубка конца II — середины III века. Специалисты тщательно изучили декор, форму и химический состав стекла с помощью метода энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии. Но единственный очевидный вывод, к которому удалось прийти — артефакт был изготовлен в одной из мастерских на периферии Римской империи. А вот точное место его производства так и осталось загадкой. Об этом сообщила пресс-служба Института археологии РАН.

Почему ученым не удалось разгадать тайну найденного в Крыму римского кубка

Стеклянный кубок с орнаментом из цветного стекла нашли в 2018 году в погребении конца II — середины III века могильника Фронтовое-3 недалеко от Севастополя. К счастью, в отличие от многих крымских некрополей, он не пострадал от разграбления, и археологи смогли понять, как изменялись культура и быт местной варварской общины на протяжении почти 300 лет. Изучение находок показало, что местные жители находились под сильным влиянием Римской империи, главной базой которой в Крыму был Херсонес.

Стеклянный кубок был обнаружен в захоронении женщины 25-45 лет, рядом со скелетом которой также лежали указывающие на средний уровень достатка бронзовые и серебряные перстни, фибулы, бисер из стекла и фаянса.

— Найденный во Фронтовом-3 кубок относится к дорогой и статусной посуде. Как правило, кубки с таким узором изготавливали в трех крупных стеклоделательных центрах: в Кельне, Паннонии (территория современной Венгрии) или Сиро-Палестинском регионе из высококачественного египетского сырца, — рассказала научный сотрудник отдела классической археологии ИА РАН Лариса Голофаст. — Но находка из Фронтового-3 выделяется из этого ряда: судя по составу стекла, он не мог быть создан ни в одной из известных мастерских. По декору сосуд похож на рейнские кубки, но его форма не соответствует западноевропейским образцам. Кубок невозможно ассоциировать ни с одним центром, и в этом собственно и интрига.

Сам кубок изготовлен из бесцветного прозрачного стекла с легким зеленоватым оттенком и украшен растительным орнаментом из непрозрачного белого и полупрозрачного бирюзового стекла — стилизованными изображениями побегов и листьев плюща. Этот декор известен под названием "snake-thread decoration" или "Schlagenfaden Glas", то есть "змеевидный", потому что линии орнамента напоминают извивающихся змей. Такие кубки считались предметами роскоши и были неотъемлемой частью сервировки стола сельской и городской элиты и встречается обычно лишь в богатых захоронениях.

— Это очень редкий сосуд — таких сосудов в Крыму и во всем Северном Причерноморье найдены единицы, — продолжает Лариса Голофаст. — Археологи находят в Западной Европе такие кубки в статусных и очень богатых могилах. У нас он происходит из совершенно обычного захоронения, хотя в некрополе Фронтовое-3 есть статусные погребения. Это факт интересный и необъяснимый.

Техника "змеевидного" орнамента была распространена в Европе, Северной Африке и Средиземноморском регионе в III веке и полностью вышла из обращения к началу IV века. Нанести такой орнамент мог только высококлассный мастер: чтобы получить узор, нужно было прикрепить к поверхности сосуда комок горячего стекла и вытягивать из него нити. Операция требовала быстроты и филигранной точности: раскаленные стеклянные нити при контакте мгновенно сплавляются с основой, и изменить неточный рисунок было невозможно.

Исследование показало наличие в стекломассе кубка сразу двух обесцвечивателей — сурьмы и марганца, что указывает на его изготовление из стекла вторичной переработки, то есть стеклобоя. Но вторичное использование стекла в производстве престижной столовой посуды — явление, не характерное для большинства европейских материалов конца II — первой половины III века. В то же время кубок отличается высоким качеством, и визуально использование стеклобоя не заметно: нет ни пузырьков, ни темных включений.

— Найденный во Фронтовом сосуд, безусловно, относится к импортной дорогой столовой посуде. Однако определить его место производства по форме, цвету и характеру декора не представляется возможным. Вероятно, мастерская, в которой был изготовлен кубок, испытывала недостаток полуфабрикатов — стекла-сырца, и поэтому использовала "вторсырье", впрочем, очень качественное и тщательно отобранное. Скорее всего, кубок был изготовлен в одной из мастерских на периферии Римской империи, но совершенно точно — на европейской территории, — рассказала научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья Института археологии РАН Ольга Румянцева.