«С дьяволами не связываться»: почему в России почти не снимают хорроры - Новости

Православные традиции — причина ключевая, но не единственная, по которой в России нет хороших фильмов ужасов, заявил кинокритик Александр Шпагин в беседе с iReactor.

«Синистер» 2012 года от режиссера Скотта Дерриксона и «Астрал» 2011 года Джеймса Вана — самые страшные фильмы ужасов с научной точки зрения, выяснили авторы портала broadbandchoices, проведя собственное независимое исследование. Существуют самые разные фильмы ужасов — тревожные, напряженные, пугающие до смерти. И лишь один из них может стоять выше остальных. Поэтому, очевидно, «самый страшный» — субъективный показатель, отмечается в исследовании. 

Однако, с научной точки зрения, все-таки есть способ, с помощью которого можно выделить единственный фильм, который можно назвать «самым страшным фильмом на свете». Для этого авторы исследования взяли 50 хорроров с наивысшим рейтингом по версии пользователей IMDB и 50 человек разного возраста. После чего заставили каждого из зрителей посмотреть все 50 фильмов, замеряя им пульс. В итоге, удалось составить рейтинг фильмов, при просмотре которых у людей активнее всего учащался пульс. 

В тройку лидеров вошли «Синистер», «Астрал» и «Заклятие» — в среднем, 86, 86 и 85 ударов в минуту соответственно. Также в десятке, по убыванию: «Реинкарнация», «Паранормальное явление», «Оно» 2014 года, «Заклятие 2», «Бабадук», «Спуск» и «Визит». Всего в список вошло 35 картин. Замыкающие позиции заняли «Сияние», «Прочь» и «Кинопроба» — в них пульс зрителей не превышал 70 ударов в минуту. Российских фильмов ужасов в рейтинге не оказалось совсем. 

И это неудивительно, считает киновед, кинокритик и журналист Александр Шпагин. Ведь хороших российских фильмов ужасов, по словам эксперта, можно пересчитать по пальцам одной руки. Ключевых причин этого две, уверен Шпагин.

«С дьяволами не связываться»: почему в России почти не снимают хорроры - Новости

Источник фото: Кадр из фильма «Астрал»

Первая из них уходит корнями глубоко в традиции и устои российского православного общества, которое не хочет «играть» с дьяволами, чертами, мистикой и прочими паранормальными явлениями. 

Это нельзя, это не в традиции. Но не только в советской, а вообще в православной. И когда в «Андрее Рублеве» Тарковского Гринько говорит: «Пойдем со мной, я там такого дьявола придумал» — это исторически крайне неточно. Никаких дьяволов никто не рисовал, особенно тогда. Дьяволы стали появляться, и то очень смешные, толстые, нестрашные совершенно. Будем уважать национальные православные законы и крайне осторожно подходить к фильмам ужасов, — отметил Шпагин. 

Казалось бы, современные люди — тем более, люди искусства — должны бы уже отойти от суеверий и относиться к производству фильмов совершенно спокойно. Но нет, все еще существуют опасения в «играх» с потусторонними силами (причем, не только в России), которые регулярно подогреваются многочисленными «мистическими случаями». Достаточно лишь вспомнить недавний уход из жизни актрисы Юко Такэути, известной широкому зрителю по роли в культовом хорроре «Звонок». 

А уж в советском кино таких историй и вовсе было множество. Например, всем известны «странности» во время съемок «Мастера и Маргариты» и десяток смертей, последовавших после производства с участниками процесса. 

Не будем забывать, что немалое количество возникало проблем у актеров, сыгравших тех же дьяволов. Я Казакова спрашиваю: «Вас Воланда приглашали играть?». Он засмеялся: «Ну естественно, я же вылитый!» — «Ну и чего?», — говорит: «Вы чего, с ума сошли? Да я жить хочу!» — поделился киновед.

«С дьяволами не связываться»: почему в России почти не снимают хорроры - Новости

Источник фото: Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Как следствие, даже перед российскими продюсерами возникает метафизический страх: с дьяволами лучше не связываться. А потому крупных бюджетов на такое кино не дают, и развивается оно исключительно силами бедных энтузиастов, у которых изредка выходит что-нибудь интересное, но даже такие продукты не получают должного внимания. И здесь кроется вторая причина, по которой российских хорроров мало — отечественный зритель просто не фанат такого кино, уверен Шпагин. 

У нас народ не очень любит ужастики. Достаточно посмотреть на рейтинги показов хороших американских ужастиков по телевидению, которые идут ночью. Хорошие высококачественные ужастики рейтинг имеют небольшой всегда, и если для них отведено какое-то время это, как правило, ночь — для любителей. Для любителей бояться, — отметил кинокритик. 

Стоит отметить, что жанр ужасы в целом очень нишевый во всем мировом кинематографе. Наряду с артхаусом и порнографией — маргинальный островок для любителей, который даже во всем мире не так много, как любителей хороших драм, боевиков и приключений. Или даже триллеров — пускай и не таких страшных, но зачастую гораздо более глубоких фильмов. 

Нельзя сказать, что в России совсем отсутствует хорошее кино в жанре ужасов. Например, в 2007 году на российском телевидении вышел сериал «Иное», собравший множество положительных оценок критиков и зрителей. А в 2020 году вышел мини-сериал «Не бойся», также получивший в целом положительные отзывы. Но шансов, что российские хорроры когда-нибудь выйдут на мировой уровень и станут невероятно успешны — мало.