17 апреля@Sputnik Gruzija#Финансы & Рынки

В Грузии подешевел бензин, но спрос на него упал почти вдвое

Что больше влияет на стоимость топлива на грузинском рынке нефтепродуктов — мировые цены на нефть или курс лари к доллару, пытался разобраться колумнист Sputnik Грузия

Низких цен на горючее всегда с нетерпением ждут грузинские водители, и снижение стоимости даже на малейший тетри, доставляет неимоверную радость

Сегодня залить литр бензина или дизельного топлива можно почти на 35 тетри дешевле, чем в феврале. Но никто не бежит к заправочным станциям и не спешит заливать полные баки. В стране ЧП, комендантский час, закрыты крупные города – так что, особо ездить теперь не приходится, да и некуда. Большая часть населения без работы, или на удаленке, закрыты образовательные учреждения.

«Вообще, в мире снижено потребление нефтепродуктов из-за коронавируса. В нашей стране ЧП, карантин в некоторых районах, ограничена экономическая активность, нет туризма, и сократились внутренние передвижения. Все это привело к снижению потребления топлива приблизительно на 40%», — заявил в интервью Sputnik Грузия председатель Союза импортеров нефтепродуктов Грузии Вано Мтвралашвили.

По его словам, речь идет о сокращении потребления в 40% в марте. В апреле эти показатели могут опустится еще ниже. А это – неизбежный удар для бизнеса.

«Удар для бизнеса очень большой. Тем более, что компании не сокращали расходы на операции. Персонал не отпускали в неоплачиваемые отпуска, зарплаты не сокращали, и не сокращали другие текущие расходы. На этом фоне, у компаний большие проблемы. Ведь продажи сократились почти в двое, а обязательства остались прежними», — отметил МТвралашвили.

На сегодняшний день в сетях брендированных бензозаправочных станций средняя цена составляет: бензин супер — 2,48-2,57 лари за литр, премиум — 2,33-2,43 лари за литр, регуляр — 2,17-2,33 лари за литр, евро дизель — 2,31-2,40 лари за литр. Текущий курс: 1 доллар — 3,13 лари.

Рынок топлива

Говоря о ситуации на топливном рынке Грузии, прежде всего следует обратить внимание на курс грузинской валюты лари по отношению к доллару, который напрямую связан с розничной ценой на топливо, также в числе основных причин коронавирус, и цены на нефть в мире, которые на беспрецедентно низком показателе за последние 20 лет, — считает председатель СИНГ.

Грузия практически полностью зависит от импорта нефтепродуктов. В самой стране добытой нефти не хватит и на неделю.

«Топливо у нас в основном импортное. В Грузии добывается столько нефти, что если перевести на годовое потребление, то хватит с первого января, до вечера 6 января. То есть в течении около шести дней. В остальные 359 дней мы потребляем импортное топливо, нефть и другие продукты. В прошлом году мы на импорт потратили примерно 830 миллионов долларов», — заявил в интервью Sputnik Грузия эксперт по экономическим вопросам, профессор Сосо Арчвадзе.

Рынок довольно диверсифицированный. Продукты из «Черного золота» завозят в Грузию из России, Азербайджана, Болгарии, Румынии, Туркменистана, Греции, Турции по железной дороге и морем.

Самым крупным поставщиком традиционно остается Россия. По данным Союза импортеров нефтепродуктов Грузии, в январе из этой страны завезли 74,4 тысячи тонн нефтепродуктов. Это на 4,7% меньше, чем в аналогичный период 2019 года.

По данным СИНГ, импорт бензина в январе 2020 года составил 42 тысячи тонн, а дизельного топлива – 32,6 тысячи тонн. Импорт бензина сократился почти на 19%, по сравнению с январем 2019 года, а дизельного топлива вырос на 22%.

Цены, нефть, коронавирус: Нацбанк Грузии готовится сдерживать инфляцию >>

В ближайшее время на сайте Союза появится статистика за первый квартал 2020 года. Но, в беседе со Sputnik, председатель СИНГ заранее рассказал, что за первые три месяца с начала года импорт дизельного топлива и бензина вырос почти на 5%. Почему так произошло — у Мтвралашвили свое объяснение.

«Из-за того, что цены на нефть на мировом рынке значительно упали, соответственно очень сильно снизилась и цена за продукт. В результате, компании закупили запасы, которые еще не реализованы. В дальнейшем, наверно, такого импорта не будет. У нас и нет таких складов, чтобы забить их продуктом. Поэтому из-за низких цен складировали продукт», — объяснил Мтвралашвили.

Хотя в статистике последующих месяцев импорт скорее всего будет сокращаться, ведь компаниям больше некуда складывать запасы, а предпосылок того, что потребление увеличится, нет.

«Само собой, хранение нефтепродуктов в мертвой форме, без движения, без реализации — не выгодно. Потому что, каждый бизнес нуждается в оборотных средствах для более быстрого оборота своего капитала, и получения прибыли. Если они будут держать слишком большой объем запасов, при снижении спроса, это будет нецелесообразно», — рассказал Арчвадзе.

В Грузии не любят снижать цены?

Бондо Хуберашвили работал таксистом в Тбилиси последние несколько лет. Мужчине под 70. Поэтому, как только в стране слухи о пандемии превратились в реальность, он был вынужден остаться дома. Теперь, живет на пенсию, смотрит телевизор и внимательно следит за текущими событиями как в Грузии, так и в мире.

«Я очень рад, что бензин дешевеет. Так и должно быть. У нас и так топливо не из дешевых. Да, мы зависим от импорта, но, когда цены на нефть на мировом рынке падают, на нашем рынке это отражается с опозданием. А вот как только в мире цены возрастут, у нас и секунды медлить не будут, сразу обновят ценники (смеется – ред.)», — сказал Хуберашвили.

Так считает и эксперт по экономическим вопросам Акакий Цомая.

«В Грузии монополия цен на нефть, и если цены падают на мировом рынке, очень редко они снижаются», — сказал Цомая Sputnik Грузия.

Мтвралашвили считает такие мнения абсолютно не логичными. По его словам, на рынке горючего в Грузии оперируют множество компаний, и им было бы просто нереально договариваться о ценах.

Насколько в Грузии выросли цены и как они будут меняться в ближайшем будущем >>

В Грузии сегодня оперируют 5 крупных компаний, которым принадлежат около 600 бензоколонок по всей стране. Также есть десятки мелких и средних компаний, т.н. небрендированные, у которых в сумме также около 600 бензозаправочных станций.

«Рынок разнообразен и очень много операторов, поэтому исключено, чтобы были какие-то негласные сделки между ними, и они специально удерживали высокие цены на топливо, в то время как во всем мире они снижаются», — отметил Мтвралашвили.

По словам профессора Арчвадзе, говоря о розничных ценах для потребителей на внутреннем рынке, на автозаправочных станциях, надо учесть два фактора. Один из которых – курс валюты.

Если на мировом рынке дешевеет нефть, но одновременно падает курс лари по отношению к доллару, это снижает и покупательную способность. Так что в этом случае, снижение цены маловероятно.

«Второй фактор – это косвенное налогообложение импортного топлива всех видов. Вне зависимости от мировых цен, каждая тонна ввозимого нефтепродукта облагается акцизом более чем 400 лари. Поскольку цены снижаются на мировом рынке, то, доля акцизной выручки, или акцизной составляющей цен, увеличивается в отпускных ценах на наших автозаправочных станциях. За счет этих средств обеспечивается стабильный доход в бюджет. Но, с другой стороны, не дает упасть розничным ценам в такой степени, как происходит на мировом рынке», — отметил Арчвадзе.

Вот эти два фактора, по мнению эксперта, создают «благоприятную» среду для удержания отпускных цен на более высоком уровне, чем нам покупателям, хотелось бы.

Ну а говорить о том, как будут меняться цены на топливо в дальнейшем, очень сложно. Ситуация на мировых рынках нефти меняется с такой частотой, что сложно проследить. Да и коронавирус пока не хочет покинуть планету и вернуть населению спокойствие. Тем не менее, в ближайшее время эксперты предполагают, что снижение цен на бензин в Грузии продолжится.