15 пленных в обмен на 150 тысяч заложников?
Конечно, это смахивает на паранойю, но истинная суть очередной азербайджанской пропагандистской провокации именно в том и заключается: армянский депутат Наира Зограбян сообщила, что недавно после заседания политической группы европейских реформистов и демократов СЕ у неё состоялась частная беседа с главой азербайджанской делегации С. Сеидовым, который «выдвинул очень грязное предусловие, сказав, что она может передать властям Армении, что они согласны обсудить вопрос пленных, если Армения согласится подписать мирное соглашение, то есть признать Арцах в составе Азербайджана».

«Пока Армения не признала территориальную целостность Азербайджана, мы должны забыть о военнопленных», – процитировала Наира Зограбян азербайджанского депутата.

Тут, как говорится, комментарии излишни. Впрочем, в этом вся суть бакинских властей, которые готовы начисто игнорировать общечеловеческие нормы и права, нагло и цинично спекулировать самыми чувствительными гуманитарными вопросами, дабы добиться своих грязных политических целей.

Получается, что азербайджанская сторона, пленившая армянских военнослужащих с грубейшими нарушениями международного гуманитарного права уже после вступления в силу заявления от 9 ноября 2020 года о прекращении огня, готова вернуть очередные 15 человек (супруга Эрдогана порекомендовала Алиеву выдавать пленных маленькими партиями (!) за очередную выгодную бакинскому режиму сделку) взамен на то, чтобы взять в заложники всё 150-тысячное население Арцаха?!

Помимо крайней аморальности, данное предложение (вернее – ультиматум) абсолютно нелегитимно само по себе. Официальный Баку всегда стремился преподнести мировому сообществу карабахский вопрос в плоскости территориального спора, а точнее – территориальных претензий Армении. На самом деле это ярко выраженная проблема права на самоопределение – исконного права народа жить на своей исторической земле свободно и независимо, в соответствии с собственными законами и обычаями.

Международно-правовые обоснования образования Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) можно считать безупречными: на фоне развала СССР на территории бывшей Азербайджанской ССР, в полном соответствии с международным правом и действовавшим законодательством СССР, в частности, законом от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», образовались два независимых государства – Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика. Нагорный Карабах (историческая провинция Армении – Арцах) никогда не входил в состав независимого Азербайджана. Нынешняя Азербайджанская Республика провозгласила себя правопреемником единственного досоветского азербайджанского государственного образования – Азербайджанской Демократической Республики 1918 — 1920 годов., которая не включала в себя Нагорный Карабах. Кроме того, официальный Баку объявил о незаконности установления в Азербайджане советской власти, при которой Нагорный Карабах собственно и был передан Азербайджанской ССР – исходя из политической конъюнктуры и помимо воли местного населения, нелегитимным с точки зрения международного права решением большевистского органа власти. Таким образом, Баку собственным же решением утратил какое-либо, даже формальное, право на Нагорный Карабах.

В плане международного права Нагорный Карабах реализовал своё исконное право на самоопределение, тем самым обеспечив государственный суверенитет и самостоятельное определение своих путей развития. В Степанакерте уверены, что НКР, как фактически состоявшееся государство, имеющее 30-летнюю историю и все необходимые предпосылки и атрибуты государственности, обладает всеми законными основаниями воспользоваться многочисленными прецедентами в международном праве и быть принятым в ООН: положения о самоопределении и самообороне Нагорного Карабаха были осуществлены исключительно на законных основаниях и в рамках международного права, в соответствии с Уставом ООН.

В свете всего вышеизложенного становится очевидным, что независимость Нагорного Карабаха и территориальная целостность Азербайджана лежат в разных правовых плоскостях, и независимость НКР никоим образом не нарушает территориальную целостность Азербайджана, прежде всего потому, что Нагорный Карабах никогда не составлял часть независимого азербайджанского государства и самоопределился на своей исторической территории. И именно на данной идее базируется работа Минской группы ОБСЕ – организации, наделённой международным мандатом урегулирования карабахского конфликта. Не случайно, её последовательную работу так старательно пытается торпедировать Алиев и столь коварно старается сбить с правильного пути Эрдоган (хотя формально Турция является членом Минской группы ОБСЕ и обязана содействовать её объективной и последовательной работе).

В Баку, наконец, должны понять, что ни грубое применение силы, ни шантаж и угрозы, ни дешёвые, низкопробные уловки не заставят армян Арцаха отказаться от своих справедливых требований. Заместитель директора Института востоковедения Российской академии наук Александр Скаков уверен, что Нагорный Карабах может быть только армянским, так как армянское население Нагорного Карабаха, по его словам, никогда не будет жить в Азербайджане.

«Это довольно просто и очевидно. Поэтому Карабах либо будет армянским, либо его не будет вообще», – утверждает он.

Однозначно карабахская проблема не может быть решена без учёта мнения и согласия его коренных жителей, механическим подписанием каких-то документов со стороны властей Азербайджана и Армении или какого-либо иного государства. Карабахская проблема должна решаться на основе общеизвестных исторических фактов и в строгом соответствии с международным правом, в рамках уполномоченной на это Минской группы ОБСЕ, что будет способствовать процессу окончательного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и установлению долговременной стабильности в регионе.

«Альтернативы международному признанию права народа Республики Арцах на самоопределение нет», – написал на своей странице в Facebook президент Республики Арцах Араик Арутюнян, комментируя недавнее решение Сената американского штата Нью-Джерси о признании независимости Арцаха, добавив, что «мы продолжим нашу упорную борьбу за достижение этой цели».

Что касается незаконно удерживаемых в бакинском плену армянских военнопленных и заложников (в том числе и женщин), то весьма точно на этот счёт высказался глава Армянского центра правосудия и прав человека Кен Хачикян: «Продолжающаяся политика Азербайджана по непризнанию армянских военнопленных как таковых является примером извращённого отношения к человеческой жизни. Настало время, чтобы международное сообщество перестало воодушевлять диктатора Алиева и потребовало бы, чтобы Азербайджан выполнил обязательства Женевской конвенции, принятой в 1949 году».

http://russia-artsakh.ru