Алиев предлагает подлую сделку
Если быть предельно откровенными, то Армия обороны НКР вместе с простыми армянскими добровольцами-патриотами в одиночку сопротивлялась в неравной 44-дневной войне против преступной агрессии союза Азербайджана, Турции и международного терроризма. Регулярные части Вооружённых сил Армении практически не участвовали в боевых действиях, а скандальный документ о перемирии, в соответствии с которым к Азербайджану отошла большая часть Республики Арцах, подписал Ереван (вернее – единолично должностное лицо) вместо Степанакерта. Теперь же Алиев хочет убедить (заставить) действующие власти Армении окончательно отказаться от Нагорного Карабаха (Арцаха).

Для начала отметим, что в основе карабахской проблемы лежит вопрос самоопределения Арцаха, а не территориальные претензии Армении к Азербайджану, как долгие годы пытается представить это международному сообществу официальный Баку. Очевидно, что Ереван никогда не притязал на Нагорный Карабах чисто как к территории, а стремился к обеспечению безопасного и достойного проживания арцахских армян на своей исконной земле, выступал гарантом их безопасности. Поэтому Республика Армения и не включала Нагорно-Карабахскую Республику в свой состав и не признавала её официально, дабы не мешать переговорному процессу под эгидой Минской группы ОБСЕ и предоставить Баку шанс самому принять цивилизованное решение – признать неотъемлемое право карабахцев на самоопределение в соответствии с международным правом и исторической справедливостью. Однако азербайджанские власти всё время действовали с точностью до наоборот, пытаясь подавить волю армян Нагорного Карабаха силой, угрозами, шантажом и провокациями. Апофеозом всего этого стал 44-дневный кровавый беспредел в отношении Республики Арцах, осуществлённый Алиевым и Эрдоганом при активном участии сил международного терроризма. Продолжая провокации и бесчинства и после принятия трёхстороннего соглашения о прекращении огня (отказ освободить армянских военнопленных и заложников, разрушение и осквернение армянских христианских святынь, периодические нарушения режима прекращения огня, стрельба по жилым домам и карабахским землепашцам, нападения на армянские гражданские машины и т.д, а вдобавок и вторжение средь бела дня на территорию суверенной Армении), Алиев ещё имеет наглость заявить: «Я неоднократно говорил, что мы готовы работать над мирным договором с Арменией, чтобы полностью завершить военную часть взаимоотношений и минимизировать будущие риски. Также я неоднократно обращался с предложением о делимитации и демаркации азербайджано-армянской границы. Но руководство Армении отказывается от этих предложений»

При этом он добавляет с беспредельным цинизмом: «Но и Армения должна признать границы Азербайджана, в том числе признать Карабах частью Азербайджана». Вот как бакинский диктатор видит перспективы регионального развития и сотрудничества (указанное провокационное заявление было сделано на недавней конференции по теме «Южный Кавказ: перспективы регионального развития и сотрудничества»).

.

Постоянно искажая суть карабахской проблемы, официальный Баку, даже сейчас, когда ему переданы семь районов и оккупирована часть территории бывшей НКАО, пытается представить проблему в плане территориальных претензий Армении к Азербайджану с тем, чтобы отвлечь внимание мировое сообщества от фундаментального международного права наций и народов на самоопределение. При этом, предлагая Еревану «признать Карабах частью Азербайджана», Алиев одновременно стремится «доказать» свой ложный тезис о сугубо территориальном споре.

Карабахская сторона стремится к одному – окончательному и гарантированному урегулированию конфликта и справедливому решению вопроса – признанию исконного права народа на самоопределение и результата борьбы за осуществление этого права – независимой Нагорно-Карабахской Республики. И какой-либо торг или сделки тут не просто неприемлемы, но и жизненно опасны, с учётом того, что население НКР многократно подверглось реальной угрозе физического уничтожения в ходе развязанной Азербайджаном в 1992-1994 годах широкомасштабной войны, в четырёхдневной «апрельской войне» 2016 года, в 44-дневной террористической войне 2020 года, и сейчас продолжает жить под постоянной смертельной угрозой.

Пользуясь тем, что право на безопасность Нагорно-Карабахской Республики абсурдным образом не зафиксировано в международных документах, официальный Баку пытается представить НКР в качестве незаконного образования, и, открыто спекулируя международным правом, считает себя вправе применить силу для уничтожения НКР.

Официальный Степанакерт постоянно напоминает о невозможности возврата к прошлому и вертикальных отношений с Баку. «Вопреки утверждениям Алиева о том, что «независимого Карабаха на территории Азербайджана не может существовать», хочу напомнить ему: а) Арцах – это не территория Азербайджана, б) независимый Арцах уже существует, в) обсуждения должны вестись только вокруг реальности и международного признания наших прав на родине», – утверждает руководитель аппарата президента Республики Арцах Артак Бегларян.

Тем временем Алиев, «урегулировав» (по его словам) карабахский конфликт, уже угрожает «освободить» Зангезур и Ереван. И на фоне всего этого ещё и предлагает Еревану подлую сделку, пытаясь сделать действующие власти Армении соучастником своих преступлений против народа Арцаха, последовательно и героически борющегося за свою достойную жизнь на собственной исторической земле. В министерстве иностранных дел Армении, естественно, отмели алиевское провокационное предложение, в частности, отметив: «Процессы демаркации и последующего разграничения границ между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой должны стать частью процесса всеобъемлющего мирного урегулирования конфликта, в рамках которого, в первую очередь, должны быть реализованы вопросы деоккупации территорий Республики Арцах и определения окончательного правового статуса Арцаха под эгидой сопредседательства Минской группы ОБСЕ».

В свете всего вышесказанного необходимо ещё раз напомнить известную истину о том, что Нагорный Карабах никогда не был частью независимого Азербайджана и, в соответствии с международным правом, не может находиться в составе последнего. Не углубляясь в исторические и правовые аспекты, отметим лишь, что Конституционный акт о своей государственной независимости Азербайджан принял 18 октября 1991 года, провозгласив официальный выход республики из состава СССР и охарактеризовав установление советской власти в Азербайджане как «аннексию со стороны Советской России». Тем самым современный Азербайджан отказался от советского политического и правового наследства и объявил себя преемницей Азербайджанской демократической республики, существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года. В Баку осознавали, что если бы признали юридическую силу законов советского наследства (1920 — 1991 гг.), то Азербайджан должен был бы признать правовой статус Нагорного Карабаха как автономного образования. В этом случае, на Нагорно-Карабахскую автономную область распространялся бы Закон СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Отвергнув же «советское правовое наследство», современный Азербайджан лишил себя права претензий на все территории, перешедшие АзССР в 1921 году, а именно на Нагорный Карабах, многовековой Арцах, который, разумеется, никогда не был и не мог частью указанного государственного новообразования.

.