Армения в средоточии геополитических перемен
Начало прошлого века ознаменовалось глобальными событиями, приведшими к новым геополитическим реалиям:

— Первая мировая война;

— противостояние Российской и Османской империй с целью расширения сферы своего влияния, что обернулось крушением обеих империй, в результате чего произошло истребление турками армян, имеющих прорусскую ориентацию, а также формирование новых границ в ущерб армянским интересам;

— сформировалась новая, Российская большевистская империя;

— в новой России были созданы несколько тюркоязычных государств;

— на Южном Кавказе были созданы советские республики в лице Армении, Грузии и так называемого Азербайджана. Новые границы были проведены с игнорированием интересов обессиленной, ослабленной Армении (имеется в виду Московский договор 1921 года, лишивший Армению Карса, Сурмалу, Нахиджевана), позже были отторгнуты Карабах и Ахалкалак;

— между сильными мира сего сложились новые отношения, возникли новые границы.

Попытаемся понять, что происходит сегодня.

Картина почти та же, что и в начале XX века. К концу прошлого века в результате противостояния Восток — Запад рухнула недостаточно эффективная в экономическом и политическом плане Советская империя. Ослабленная Россия частично утратила свою роль в регионе, чем попыталась воспользоваться активизировавшаяся Турция. Там была заложена основа новой фашистской идеологии — неоосманизма, приправленного элементами пантюркизма и панисламизма, подразумевающими восстановление Османской империи с ее продвижением до Сибири и Китая.

Очевидно, что идеологическим и финансовым носителем и проводником новой идеологии является Турция. Она, на мой взгляд, получила идеальный шанс для осуществления реваншистских планов.

ВМЕСТЕ С КРУШЕНИЕМ СОВЕТСКОЙ ИМПЕРИИ активизации Турции способствовало стремительное экономическое развитие Китая. ВВП Китая в 2019 году по сравнению с 2018-м возрос на 7% и составил около $16,5 трлн. У США тот же показатель — 2,5% (около $21 трлн). США, особенно с приходом к власти президента Трампа, более сосредоточились на внутренних экономических проблемах, ослабив свое влияние в рамках НАТО, а также почти во всех регионах, включая Ближний Восток и Южный Кавказ.

Неважно обстоят дела и в Европе. Евросоюз, утратив влияние США, пытается найти свое место в новой ситуации, внутри ЕС возникли объединения с несовпадающими интересами. Поток беженцев из Сирии и Ливии обернулся множеством новых проблем почти для всех стран Европы. Похоже, успешно действует и позиция Турции, шантажирующей наводнением Европы новой волной эмигрантов. В сложившейся ситуации Турция пытается распространить свое влияние в Средиземном море, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Европе и на Южном Кавказе.

Для Европы и вообще стран мира на первый план вышла борьба с коронавирусом, потеснив остальные проблемы.

Россия, находясь в не столь благоприятном экономическом положении и продолжительном противостоянии с Западом, в отношениях с Турцией занимает выжидательную позицию, пытается выиграть время, оценить свои возможности в случае обострения отношений с Турцией.

Таким образом, для реализации воображаемой идеи Эрдогана о создании новой Османской империи, казалось, есть все предпосылки.

То, что происходит сегодня в регионе, не столько армяно-азербайджанский вопрос, сколько глобальная проблема, основными объектами которой поневоле стали Армения и Азербайджан.

Очевидно, что больное воображение Эрдогана не нравится ни Европе, ни России, ни, в общем-то, США. Оно не нравится и другому мощному игроку — Китаю.

Попытаемся уяснить, правильны ли расчеты Турции на способность осуществить свои реваншистские планы и есть ли у нее для этого достаточные ресурсы. Имеются в виду экономические и геополитические факторы.

О геополитике уж говорилось. Укрепление столь непредсказуемой, исповедующей фашистскую и террористическую идеологию Турции не в интересах Европы, США, России и Китая.

Теперь об экономике. ЕС, США, Китай и Россия вместе обладают $52,5 трлн из 85 трлн мирового ВВП. Это около 62%. Военные расходы в этих странах — $1,4 трлн (2,7% от ВВП).

ВВП Турции — $754,4 млрд (то есть 0,08% от ВВП вышеупомянутых стран). А военные расходы — $24 млрд (1,7% от расходов тех же стран). С подобными финансовыми ресурсами при сомнительных геополитических факторах невозможно решить те задачи, которые Турция поставила перед собой.

БОЛЬШУЮ ПОДДЕРЖКУ В РЕАЛИЗАЦИИ НЕООСМАНИСТСКИХ планов оказывает Турции Великобритания, что позволяет Турции учитывать также свои будущие финансовые поступления:

— эксплуатация построенного Россией газопровода «Южный поток» (в сложившейся новой геополитической ситуации получение дивидендов из этого источника маловероятно, ибо, несмотря на почти полную готовность, газопровод не эксплуатируется);

— построенный Азербайджаном газопровод TANAP (который Турция приберет к своим рукам) сделает Туркменистан и Европу зависимыми. Кстати, турки убедили русских провести газопровод через Турцию. В дальнейшем с помощью Великобритании турки стали препятствовать транспортировке газа через «Северный поток» в Европу. Отрезав Европу от российского газа с севера, Турция в результате станет единственным поставщиком, что увеличит зависимость Европы от нее, а значит, европейцам придется закрывать глаза на наглое поведение турок. Это основной козырь Великобритании и Турции. Полагаю, что аналитики Евросоюза, России, США и Китая прекрасно осведомлены о вышеуказанных планах и не допустят их реализации.

Если предположить, что в активном противостоянии с Турцией кроме Армении может принять участие только Россия (при дальнейшем обострении ситуации это с учетом союзнических обязательств станет неизбежным), то основные силовые центры не будут противиться такому развитию ситуации по ряду причин. Прежде всего благодаря России и ее верному союзнику Армении станет возможным обуздать Турцию. А еще это может ослабить Россию (полагаю, что последнее ожидание не сбудется, Россия, наоборот, окрепнет, а Армения станет серьезным игроком в регионе). Если учесть, что сегодняшняя война — это война новейших технологий, а вышеуказанные страны являются носителями данных технологий и их поставщиками Турции, то становится ясным, что шансы реализации турецкой политики, с применением против нее санкций, крайне малы, если не сказать — нереальны. Наиболее вероятный сценарий последующих после авантюры турок событий приведет в конечном итоге к расчленению Турции и ликвидации Азербайджанской Республики.

ЧТО ДОЛЖНА ДЕЛАТЬ АРМЕНИЯ?

Вернусь к вопросу в начале статьи: можем ли мы сказать, что нам в очередной раз не повезло?

В сложившейся ситуации — при правильных политических действиях — полагаю, что Армения может существенно увеличить свою геополитическую роль и рейтинг в регионе и обеспечить стабильный и длительный мир.

Прежде всего надо навсегда констатировать, что, являясь носителем лучших европейских и мировых ценностей, имея мощную диаспору, Армения тем не менее имеет основного и надежного союзника в лице России, одновременно единственным надежным союзником России в регионе является Армения. Следовательно, все наши, нынешние и будущие власти должны иметь особые отношения с Россией.

Я уверен, что мы с победой выйдем из войны и удостоимся почетного титула одного из последовательных борцов с мировым терроризмом.

В дальнейшем России кроме нас будут нужны надежные союзники в регионе (Иран, арабские страны), в Европе, мире, которые в трудных ситуациях не ограничатся лишь моральной поддержкой. Надо также прояснить наши отношения с Грузией, Беларусью и странами — членами ОДКБ.

При определении нашей дальнейшей политики, естественно, первоочередными задачами являются развитие экономики, укрепление армии, для чего нужно единство внутри и тесное сотрудничество с диаспорой. Надо быть готовым и к расчленению Турции и Азербайджана. Армения не сможет обеспечить последовательное развитие без выхода к морю.

Полагаю, что все нынешние и будущие «деятели», которые попытаются подорвать наше единство в стране и за ее пределами, должны стать нежелательными гражданами с их изгнанием из наших рядов.