Артак Бегларян делает заявку на роль лидера: Необходим новый арцахский фронт
ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОН ВЫДЕЛИЛ резко обострившиеся в силу известных причин проблемы водных ресурсов и электроэнергии, заявив, что планируется построить несколько водохранилищ и повысить тем самым уровень водной безопасности. Вопрос питьевой воды и ее качества, по словам госминистра, планируется решить в течение трех лет. Бегларян также заявил, что разрушенная врагом инфраструктура практически полностью восстановлена, как и поставки электроэнергии. «Однако с учетом того, что большинство ГЭС отошли врагу, нужно принять меры для повышения уровня энергетической независимости Арцаха», — подчеркнул он.

Касаясь стратегически важной дороги Кармир Шука — Шуши, по которой идет основной поток азербайджанских грузов в Шуши и которая неоднократно оказывалась в зоне особого внимания в силу многочисленных инцидентов, Бегларян сделал весьма примечательное заявление: «Через несколько месяцев азербайджанская сторона вообще не будет пользоваться дорогой, — сказал он, добавив: — По данному вопросу проводится дополнительная работа, как и в направлении повышения безопасности дорог в целом». Говоря о наглом поведении азербайджанцев, госминистр отметил, что по этому поводу были многочисленные сигналы, в том числе со стороны российских миротворцев. «Наши ВС осуществляют также предупредительные меры, о которых ничего не говорится», — заявил Бегларян.

От себя добавим, что с учетом значения дороги как единственной транспортной коммуникации, связывающей Мартунинский район с остальной частью Арцаха, заявления госминистра обретают особый смысл.

КОСНУЛСЯ АРТАК БЕГЛАРЯН И ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ со статусом Арцаха и переговорами в рамках Минской группы, то есть того, что Баку стремится отрезать на корню в условиях красноречивого молчания официального Еревана. Он уверенно заявил, что ни власти, ни народ не примут условие, при котором Арцах войдет в состав Азербайджана, хотя ситуация, естественно, тяжелее, чем была до войны. По мнению Бегларяна, вместе с тем появились дополнительные возможности, в том числе внешнеполитические, для защиты права на самоопределение.

«Два из трех основных принципов урегулирования конфликта — территориальная целостность и неприменение силы и угрозы силой — в результате войны потеряли актуальность. Остался принцип нашего самоопределения. Международное сообщество и МГ ОБСЕ хорошо это осознают. В этом направлении мы нашу борьбу продолжаем. Армения также должна приложить усилия. Надеемся, что в скором времени будет зафиксирован прогресс», — сказал он.

Что касается российских миротворцев, то их присутствие, как отметил глава правительства Арцаха, не ограничено 5 годами. «Это зависит также от действий сверхдержав. Мне неизвестно о каких-либо закулисных договоренностях. Будущее Арцаха будет позитивным. Я думаю, что российские миротворцы, которые гарантируют нашу безопасность, еще долгое время будут в Арцахе. Конечно, гарантом нашей безопасности выступают и наши ВС, и с течением времени эффективность выполнения этой задачи повысится, — отметил Бегларян и добавил: — Укрепление безопасности и проведение экономических реформ — главные условия для предотвращения эмиграции граждан из Арцаха».

Не обошел госминистр и болезненной темы боевых действий, в частности, уже поствоенной потери сел Хин Тагер и Хцаберд. По его словам, это могло произойти на основе карт, составленных после трехстороннего заявления от 9 ноября, кроме того, Азербайджан мог воспользовался отсутствием российских миротворцев на данном участке и оккупировать эти два села. Бегларян отметил важность получения ответов на эти и другие принципиальные вопросы и необходимость проведения расследования о ходе войны.

БЕЗУСЛОВНО, ЛИШЬ ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ, насколько реалистичны прогнозы и обещания Артака Бегларяна. Однако пока можно отметить несколько важных аспектов.

Во-первых, бывший омбудсмен Арцаха известен своей последовательной и кропотливой работой, что, кстати, блестяще проявилось в дни войны. Во-вторых, у него есть как опыт управленческой работы в правительстве, так и взаимодействия с международными структурами. В-третьих, на фоне давно потерявшего свой и без того невысокий авторитет и вместе с Пашиняном обвиняемого адекватной частью армянского общества в предательстве и сдаче Арцаха Араика Арутюняна Бегларян выделяется своей безупречной репутацией и, насколько можно судить из Еревана, пользуется доверием арцахцев.

Почва под Арутюняном шатается давно, а после его скандального появления в штабе кайларастов после выборов окончательно стало понятно, что этот насквозь проштрафившийся ставленник Пашиняна потерял какое-либо право называться лидером, особенно в той сложнейшей ситуации, в которой оказалась сегодня израненная и искромсанная республика. И лишь неопределенность и опасность ситуации, в которой может оказаться Арцах в случае отставки президента, вынуждает политические круги и население мириться с его присутствием в кресле главы страны.

В этом контексте интересны высказывания Артака Бегларяна о том, что Арцах должен постепенно готовиться к выборам. «С другой стороны, мы должны быть уверены, что не будет рисков в связи с конституционным строем. То есть до отставки президента, и особенно после отставки, мы должны быть уверены, что будут проведены демократические выборы», — отметил он, подчеркнув важность проявления осторожности, чтобы не поставить под угрозу государственный строй.

Думается, Бегларян сделал серьезную заявку на политическое лидерство, что ознаменует собой неизбежный этап смены политической элиты военного периода поствоенным поколением. Более того, на фоне позиции официального Еревана, совершенно неприкрыто дистанцировавшегося как от внутренних проблем Арцаха, так и от процесса урегулирования конфликта, может возникнуть ситуация, когда посредники, в первую очередь Россия, пойдут на куда более тесное взаимодействие с арцахскими властями, нежели с ереванскими. Не исключено, что это уже происходит. В таком случае заявления Бегларяна, возможно, имеют под собой определенную подоплеку, которая более четко выявится позже.

НАКОНЕЦ, ЕЩЕ ОДИН ВЕСЬМА важный аспект: повышение субъектности Арцаха, о чем говорит не только Бегларян, но и глава МИД Давид Бабаян. Вкупе с усилиями по международному признанию это залог того, что Арцах не будет потерян нами окончательно и хотя бы его одна треть останется армянской до освобождения остальной части. Опять-таки на фоне даже не равнодушия, а откровенного крена в обратном направлении властей РА необходима ярко выраженная и продуманная поддержка Арцаха со стороны как оппозиции Армении, так и ее общественности, а также, что очень существенно, диаспоры. Если до выборов армянская дипломатия по инерции продолжала с грехом пополам работать в арцахском направлении, то теперь и этого не приходится ожидать. Ясно, что МИД отныне будет полностью плясать под дудку протурецких властей страны, а те его сотрудники, кто не хочет этого делать, просто уйдут.

Этот неизбежный пробел на внешнем поле необходимо как-то заполнять, что гораздо сложнее, нежели внутренние проблемы. К примеру, работа в межпарламентских структурах, в той же ПАСЕ, будет крайне осложнена тем, что в НС не будет более таких испытанных бойцов, как Наира Зограбян и Эдмон Марукян, как бы ни относиться к последнему. Это тема отдельного разговора, пока же отметим, что в плане работы на внешнем поле особо велика роль именно парламентской оппозиции, экспертов и СМИ, которые обязаны не допустить откровенно антиармянских шагов пашиняновской своры в отношении Арцаха — подписания того же пресловутого «мирного договора». Плюс опять-таки усилия диаспорских организаций.

Если говорить вкратце, необходим новый Арцахский фронт — общественно-политический. Артак Бегларян своими заявлениями в определенной степени сформировал его повестку, по крайней мере на краткосрочный период. Разработка стратегии в вопросе Арцаха с учетом имеющихся возможностей, а также того необычного обстоятельства, что работать придется и против врага внутреннего, — задача всего армянства.