Долгожданная встреча со зрителем. В Линкольн-центре проходит 59-й Нью-Йоркский кинофестиваль

Осень в Нью-Йорке – прекрасная пора: на смену изнуряющему зною пришла наконец комфортная прохлада, деревья Центрального парка почти готовы к стремительному калейдоскопу смены декораций, но главная примета нынешней осени – открытие сезона в Линкольн-центре, который приглашает своего, теперь уже реального зрителя.   

24 сентября стартовал 59-й Нью-Йоркский кинофестиваль, в основную программу которого в этом году вошли 32 картины, представляющих 31 страну. Как всегда, и этот год не исключение, мы увидим лучшие фильмы прошедшего сезона, уже отмеченные на крупнейший мировых кинофорумах, включая лауреатов признанных лидеров мировой киноиндустрии, фестивалей в Каннах, Берлине и Венеции. Отметим сразу, что программа этого года настолько сильна и разнообразна, какой не было уже давно – так период пандемического застоя неожиданно породил этот необыкновенно плодотворный выброс новых идей, изобразительных решений и сюжетных приёмов. Именно поэтому, вполне понятно, что отборочной команде фестиваля было непросто сформировать список фильмов главного раздела фестиваля Main Slate, зато это облегчает задачу автору этих строк: практически все картины из программы нынешнего фестиваля заслуживают внимания читателей и зрителей, почитателей хорошего кино. 

Долгожданная встреча со зрителем. В Линкольн-центре проходит 59-й Нью-Йоркский кинофестиваль
Кадр из фильма Джоэла Коэна 'The Tragedy of Macbeth' 

Итак, 59-й Нью-Йорк фест ожидаемо открылся новой адаптацией классической трагедии Уильяма Шекспира 'The Tragedy of Macbeth' Джоэла Коэна, – это первая полнометражная работа режиссера, участника культового бренда Coen Brothers, впервые снятая без Итана, который сосредоточен теперь на театральных проектах. Чету Макбет в фильме сыграли обладатели Оскара Дензел Вашингтон и Фрэнсис Макдорманд, а в роли короля Дункана – Брендан Глисон.

Центральной картиной фестиваля стал фильм 'The Power of the Dog' титулованного мастера из Австралии, тоже лауреата Оскара, Джейн Кэмпион, автора классического фильма 1993 года 'The Piano'. Картина, вдохновленная одноименным романом американского писателя Томаса Сэвиджа только, что получила «Золотого Льва» в Венеции за лучшую режиссуру. Роли в этом энергичном вестерне, действие которого происходит в 1920-е годы на крупнейшем в Монтане ранчо, сыграли Кирстен Данст, Бенедикт Камбербэтч и Джесси Племонс. В ближайшее время картина выйдет на стриминговом портале Netflix. Завершит фестиваль испанская мелодрама 'Parallel Mothers' любимца Нью-Йоркского кинофестиваля (а впрочем, и многих-многих других) Педро Альмодовара с, как всегда прекрасной, Пенелопой Крус в главной роли. 

Долгожданная встреча со зрителем. В Линкольн-центре проходит 59-й Нью-Йоркский кинофестиваль
Кадр из фильма Педро Альмодовара 'Parallel Mothers'

Среди других фильмов картина 'Flee' Йонаса Поэра Расмуссена, обладателя приза жюри фестиваля независимого кино Сандэнс за лучший документальный фильм, сенсация года румынская картина 'Bad Luck Banging or Loony Porn' Раду Жуде, победитель Берлинале-2021, призеры того же фестиваля 'What Do We See When We Look at the Sky?' Александра Коберидзе и фильм 'Introduction' талантливого автора из Южной Кореи Хон Сан-су и, конечно же, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля шокирующий триллер 'Titan' Джулии Дюкорно.

В программе также представлены и другие фавориты этого смотра, психологическая драма 'Drive My Car' японского режиссёра Рюсукэ Хамагути и драма 'Ahed’s Knee' израильтянина Надава Лапида. Дебютирует в Нью-Йорке ещё одна выпускница школы, почитаемого во всём мире Александра Сокурова, Кира Коваленко с драмой 'Unclenching the Fists', картиной, уже отмеченной вниманием специалистов и зрителей.

Ещё, из заметных работ, стоит обратить внимание на черно-белый триллер 'Passing' – это режиссерский дебют актрисы Ребекки Холл, в основе сюжета этого фильма роман Нелли Ларсен, посвятившей своё творчество эпохе расцвета Гарлема 1920–1930-х годов.

Долгожданная встреча со зрителем. В Линкольн-центре проходит 59-й Нью-Йоркский кинофестиваль
Кадр из фильма Киры Коваленко 'Unclenching the Fists'

Вот ещё несколько картин из обширной программы фестиваля, которые больше запомнились, хотя, как уже сказано, это был нелёгкий выбор:

'What Do We See When We Look at the Sky?'
Реж. Александр Коберидзе, 2021, Грузия / Германия

Совершенно очевидно, что грузинское кино сегодня совершает на наших глазах заметный творческий рывок, как это уже бывало в его истории. Недавний успех фильма 'Brighton 4th' на кинофестивале Трайбека режиссёра Левана Когуашвили (сценарий Бориса Фрумина) и ещё нескольких картин представителей этого поколения уже обращает на этот феномен серьёзное внимание. Городская лирическая сказка о любви футболиста Георгия и фармацевта Лизы, одного из самых ярких голосов современного грузинского кино, режиссёра Александра Коберидзе, представляет интимную, необычную историю любви, своеобразную урбанистическую притчу, отсылающую зрителя к тончайшим картинам раннего Отара Иоселиани.

'Vortex'
Реж. Гаспар Ноэ, 2021, Франция

Даже для тех, кто привык к ломающим все рамки, правила и даже табу, работам французского режиссёра Гаспара Ноэ, эту картину могут воспринять как самый большой шок. Режиссёр проведёт зрителя через несколько самых последних дней жизни двух стариков, живущей в небольшой квартире в центре Парижа. Она – очень пожилая женщина, психиатр (Франсуаза Лебрен), он – тоже очень пожилой мужчина, писатель (Дарио Ардженто), работающий над книгой о переплетении кино и мечты. Используя эффект разделения экрана, Ноэ следует за ними по их тесной захламлённой квартире, подробно фиксируя двумя камерами их последние дни и часы. Выдающиеся актёрские работы главных героев и ещё актёра Алекса Лутца играющего их сына, и, несомненно, режиссёрский талант Гаспара Ноэ, рождают удивительное чувство — трогательное и нежное сопереживание этой, такой понятной и трагичной, по своей неизбежности, человеческой истории.

Долгожданная встреча со зрителем. В Линкольн-центре проходит 59-й Нью-Йоркский кинофестиваль
Кадр из фильма Александра Коберидзе 'What Do We See When We Look at the Sky?'

'Unclenching the Fists'
Реж. Кира Коваленко, 2021, Россия

В бывшем шахтерском городке в Северной Осетии, расположенном в Кавказском регионе на юге России, живёт молодая женщина Ада (Милана Агузарова). В гнетущей, удушающей атмосфере патриархальной жизни, под давлением семейных отношений и почти средневековых традиций, она постоянно живёт в состоянии настоящего рабства, под контролем ортодоксального отца и одержимого младшего брата. Возвращение из заключения её старшего брата и внезапная болезнь отца неожиданно указывают путь к возможному побегу. 

Ученица Александра Сокурова, Кира Коваленко уже выиграла с этой картиной приз «Особый взгляд» в Каннах-21.

'Titane'
Реж. Джулия Дюкурно, 2021, Франция

А вот и победитель престижной Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля 2021 года. Картина Титан способна озадачить неподготовленного зрителя. По стилю и по жанру – это типичный «ужастик», причём в самой жёсткой и натуралистичной его форме. Последователь апологета подобного кино Стивена Содерберга, режиссёр из Канады Джулия Дюкурно безжалостно переносит зрителя в свою пугающую, своеобразную лабораторию ужасов. Движущий законам жанра, а скорее силой кошмара, фильм начинается серией шокирующих событий, с участием демонической девушки Алексии (дерзкий дебют Агаты Рузель), танцовщицы с титановой пластиной в черепе, полученной в детстве, в результате автомобильной аварии. Дальше всё, кажется, предсказуемо: следует серия страшных и бессмысленных убийств, однако, как только Алексия скрываясь от полиции, попадает к убитому горем, после потери сына, немолодому пожарному (Винсент Линдон), режиссёр неожиданно демонстрирует глубину и разнообразие выбранного ей зловещего жанра. В результате у Алексии-Титан, обнаруживается хрупкое и нежное сердце и даже способность к материнству. И вот это уже ставит под сомнение невозможность размышлений о семье или любви в мрачной стилистике фильма ужасов.

Долгожданная встреча со зрителем. В Линкольн-центре проходит 59-й Нью-Йоркский кинофестиваль
Кадр из фильма Раду Мунтяну 'Întregalde'

'Întregalde'
Реж. Раду Мунтяну, 2021, Румыния

Ведущий румынский режиссер Раду Мунтяну в этой странной картине представил любопытный рассказ о лучших побуждениях, которые так и не оправдались. Трое благонамеренных служащих некоего гуманитарного фонда из Бухареста едут с миссией по доставке еды в глухие области района Трансильвании (вспомним из истории мирового кино, что это' – место оригинального обитания мрачного вампира графа Дракулы). Сойдя с проторенной дороги и следуя за пожилым местным полусумасшедшим, ищущим какую-то мельницу, машина миссионеров застревает, и они оказываются в ловушке. Дальше всё развивается по законам триллера, зритель томится в ожидании хоть каких-нибудь событий, пусть даже страшных, но ничего так и не происходит… Фильм Мунтяну сознательно и мастерски балансирует на грани жанра между условностями фильмов ужасов, и занудной назидательной драмой в духе соцреализма.

'The Girl and the Spider'
Реж. Рамон и Сильван Цюрхер, 2021, Швейцария

Фильм братьев Цюрхер 'Das merkwürdige Kätzchen' ('The Strange Little Cat') стал одним из самых ярких и оригинальных дебютных фильмов последних лет. В их новом фильме история о нескольких днях из жизни современных молодых людей на грани перемен: Лизы (Лилиан Амуат) которая переезжает в новую квартиру и ее нынешней соседки по комнате Мары (Генриетта Конфуриус), которая остается в старой. Кажется, что история очень проста, но неоднозначные и запутанные отношения между женщинами – далеко не так очевидны. 'The Girl and the Spider' – это минорная городская симфония полная загадочных символов, многозначительной и, пожалуй, претенциозной напряженности.

Долгожданная встреча со зрителем. В Линкольн-центре проходит 59-й Нью-Йоркский кинофестиваль
Кадр из фильма Рамона и Сильвана Цюрхер 'The Girl and the Spider'

'Futura'
Реж. Пьетро Марчелло, Франческо Мунци, Алиса Рорвахер, 2021, Италия

Этот фильм удивительно напоминает ещё советскую документальную картину времен перестройки «Легко ли быть молодым», который оказал огромное влияние на многие сферы культурной и политической жизни огромной страны в эпоху перемен. Так же и в картине Futura, команда из трех итальянских режиссеров, известных своим политически острым кинематографом – Пьетро Марчелло, Франческо Мунци а также известная актриса и режиссёр Алиса Рорвахер отправился в долгий путь через всю Италию, чтобы взять интервью у представителей молодежи своей страны об их надеждах, мечтах и планах на будущее. Удивительно, но трудно представить более выразительный портрет страны глазами талантливых кинематографистов. Волшебная музыка разнообразных оттенков итальянского языка из разных областей и провинций, выразительность глаз и лиц подростков в этом трогательном и мастерском фильме, независимо от их, порой, невесёлых раздумий, всё же пробуждают надежду на Будущее.

'Flee'
Реж. Йонас Поэр Расмуссен, 2021, Дания / Франция / Швеция / Норвегия

С юных лет жизнь Амин думал о побеге. Вынужденный покинуть Афганистан вместе с матерью, братьями и сестрами после того, как власти пришли моджахеды, Амин в подростковом возрасте переехал в Россию для того, чтобы осуществить побег в Западную Европу и вырваться из мрачных условий постсоветской жизни. Ключевой пружиной сюжета оказывается то, что Амин мечтает жениться на… мужчине, которого он встретил на своей новой родине, в Дании. Так он начинает оглядываться на свою жизнь, раздумывая о прошлом, личной психологической травме, своей семье и наконец, о принятии собственной сексуальности. Самое неожиданное в этой документальной картине датского режиссера Йонаса Поэра Расмуссена, это использование анимации. В этом и эстетический выбор режиссёра, а также этическая необходимость (нужно было скрыть идентичность реального Амина) – это яркая и душераздирающая правдивая история о важности личной свободы. Обладатель приза Большого жюри в разделе «Мировое кино – документальное кино» кинофестиваля «Сандэнс» этого года.

Долгожданная встреча со зрителем. В Линкольн-центре проходит 59-й Нью-Йоркский кинофестиваль
Кадр из фильма Йонаса Поэра Расмуссена 'Flee'

'Drive My Car'
Реж. Рёсукэ Хамагути, 2021, Япония

Победитель в номинации «Лучший сценарий Каннского» кинофестиваля 2021, эта картина по рассказу Харуки Мураками, представляет захватывающий сюжет о любви и предательстве. Обладая талантом особенной эмоциональной прозрачности, японский режиссёр Рёсуке Хамагути исследует в сложные отношения трёх главных героев. Это, возможно, Alter Ego самого Хамагути, театральный актёр и режиссер Ёсуке Кафуку (Хидэтоши Нисидзима), его жена Ото (Рейка Киришима), с ней он был связан чувственными, эротическими узами, и молодой актёр Такацуки (Масаки Окада), в нём его привлекает не только дарование и харизма, но и разъедающее душу чувство мести. Добавим ещё и наиболее загадочный, символический персонаж – это Мисаки (Токо Миура), молодая женщина-водитель, нанятая театральной труппой в качестве личного шофера Ёсуке на время его репетиций и постановки пьесы Чехова «Дядя Ваня» в провинциальном театре. Это филигранная психологическая драма, в которой, как и завещал нам Антон Павлович, все ружья последовательно стреляют.

'Il Buco'
Реж. Микеланджело Фраммартино, 2021, Италия / Франция / Германия

Основанный на реальных событиях, истории об экспедиции группы молодых спелеологов, которые в 1961 году спустились в уникальную пещеру в горах региона Калабрия на юге Италии, чтобы исследовать третью подобную по глубине впадину на Земле. Фильм Фраммартино параллельно и детально повествует о работе этой экспедиции и, одновременно о частной, уединенной жизни старого калабрийского пастуха, живущего недалеко от места, где работают учёные. Оставаясь, как-бы между художественным и документальным жанрами кино, Il Buco исследует неизведанные глубины и тайны вселенной, жизни и смерти, прогресса и традиций. Этот фильм-притча проводит параллель между двумя почти равнозначными по драматизму погружениями: в тайны земной природы и в человеческие судьбы.

Долгожданная встреча со зрителем. В Линкольн-центре проходит 59-й Нью-Йоркский кинофестиваль
Кадр из фильма Рёсукэ Хамагути Расмуссена 'Drive My Car'

Benedetta
Реж. Поль Верховен, 2021, Франция / Нидерланды

Новая работа 83-х летнего киноклассика и провокатора Пола Верховена ('RoboCop', 'Basic Instinct', 'Elle'). Основываясь на реальных событиях, картина рассказывает историю Бенедетты Карлини, монахини 17-го века из Тосканы, которая утверждала, что видела и тесно общалась с самим Христом, при этом вступала в сексуальные отношения с другой сестрой в своем аббатстве. Фильм уже запрещён к показу во многих странах, поскольку, как и следовало ожидать у Верховена не получилась благочестивая и поучительная история, это скорее эротическая и жестокая мелодрама. Она, наоборот, беззастенчиво призывает к богохульству, откровенно издеваясь над религиозным лицемерием. Вполне увлекательный сюжет с прекрасными актёрскими работами, в первую очередь Виржини Эфира в главной роли и неувядающей Шарлотты Рэмплинг в роли циничной матери-аббатисы, фильм Бенедетта оставляет ощущение ироничной двусмысленности в своем отображении чудесного и обыденного, священного и земного.

Bad Luck Banging or Loony Porn
Реж. Раду Джуд, 2021, Румыния / Люксембург / Чехия / Хорватия

Очередной успех румынского кино, этот фильм режиссёра Раду Джуда, получившего в этом году «Золотого медведя», на Берлинском кинофестивале, что называется, уже наделал много шума. Включив откровенно порнографическую сцену в увертюре картины, Джуд создает гротескный, несомненно, кого-то приводящий в бешенство фильм, удивляющий своей абсурдностью. Это невероятная история учителя (Катя Паскариу) престижной школы Бухареста, чья жизнь и карьера неожиданно перевернулась, когда ее муж случайно загрузил их частное секс-видео в интернет и которое – о, ужас, увидели коллеги в школе а также родители её учеников. Удивительно, но отважная женщина нисколько не сожалеет об этом, что ханжески шокирует возмущённую общественность. Откровенный вызов современному лицемерному и пуританскому обществу сделала этот фильм одним из главных событий года.

Долгожданная встреча со зрителем. В Линкольн-центре проходит 59-й Нью-Йоркский кинофестиваль
Кадр из фильма Джейн Кэмпион 'The Power of the Dog'

Как видите, программа Нью-Йорк Феста-59, действительно весьма обширна и разнообразна, но главное – это возвращение в город Большого Кино.