Два вопроса премьер-министру
— Сегодня в Армении находится около 50 тысяч насильственно переселенных арцахцев, до сих пор не получивших должного статуса. В политическом смысле я считаю это большим упущением. Следует отметить, что армяне, перебравшиеся из Арцаха в Армению, являются не беженцами, а внутренне перемещенными лицами. Определение для них статуса беженцев означало бы, что мы заранее признаем, что Арцах — это не Армения, но это не так.

Несмотря на то что Армения не признала независимость Республики Арцах, мы не должны забывать о принятой 1 декабря 1989 г. Верховным Советом Армянской ССР и Национальным Советом Нагорного Карабаха Декларации о воссоединении НКР с Арменией, которое де-юре не состоялось, но де-факто части одного народа воссоединились на общей исторической территории. Именно поэтому в данной ситуации арцахцы, насильственно переселенные в результате нынешней войны в Армению, должны рассматриваться как внутренне перемещенные граждане, то есть лица, вынужденные массово покинуть свои дома в результате вооруженного конфликта, но находящиеся при этом на территории собственной страны. Однако ни такой, ни какой-либо другой оценки и характеристики статуса арцахцев, правительство Армении не дает. Более того, нашедшие убежище в Ереване арцахцы обращались в Миграционную службу Армении за получением справок о своем статусе, но вместо документа получили отказ. К сожалению, власти Армении уже много лет обходят стороной вопросы беженцев и внутренне перемещенных лиц, что и привело к войне и ее пораженческим итогам.

— Результаты войны в Арцахе сегодня дают нам возможность извлечь уроки из случившегося, и нежелание воспользоваться этим означает, что власти Армении намеренно ведут страну к уничтожению. Если мы не поднимем вопрос о внутренне перемещенных арцахцах и их официальном статусе, то позволим Алиеву, Эрдогану и поддерживающим их внешним силам превратить 7-й пункт пресловутого документа от 9-го ноября, подписанного Алиевым, Пашиняном и Путиным, в мощное оружие для окончательного уничтожения Арцаха и Армении.

В 7-м пункте этого документа сказано, что беженцы и внутренне перемещенные лица под контролем представителей ООН должны вернуться в Нагорный Карабах и его смежные регионы. Если мы не дадим гадрутцам, шушинцам, кашатагцам, карвачарцам и жителям других оккупированных Азербайджаном регионов Арцаха, которые в результате этноцида перебрались в Армению, этого статуса, то кто тогда согласно 7-му пункту вернется в Арцах? То есть мы должны создать предпосылки для того, чтобы использовать эту часть документа в наших законных интересах и помешать туркам и азербайджанцам реализовать свои планы по лишению армянского населения своих исконных земель.

100 лет назад мы уже совершили подобную ошибку в Нахиджеване, когда азербайджанцы устроили там резню коренного армянского населения, вынудив уцелевшую часть армян бежать с родных земель. После формирования СССР и передачи Нахиджевана Азербайджану по Московскому договору 1921 года 12 тысяч беженцев-армян так и не смогли вернуться обратно в свои дома, на свою родину, так как тогдашнее правительство Армении не смогло отстоять свою правоту.

— Безусловно. Сегодня официальный Азербайджан умышленно вводит мир в заблуждение по поводу своих «беженцев», но в реальности в период развала СССР уехавшие из Армении азербайджанцы не были беженцами. Они покинули Армению добровольно, в мирных условиях, получив при этом денежную компенсацию. Их отъезд, наоборот, был связан с резней армян в Баку, Сумгаите и других азербайджанских городах, организованной при попустительстве местных властей. Что касается Нагорного Карабаха, то переселившиеся из всех его 7 регионов азербайджанцы были не беженцами, а комбатантами. То есть к началу развязанной Азербайджаном первой войны в Карабахе они жили в своих домах, участвовали в антиармянских действиях и погромах армянского населения НКР, а затем и в военных действиях против армян. Об этом в одном из своих интервью рассказал даже первый президент Азербайджана Аяз Муталибов.

Сегодня Армения оказалась перед угрозой потери суверенитета, и, если мы не займемся указанным 7-м пунктом, то есть не дадим арцахцам статуса внутренне перемещенных лиц, это будет означать, что мы окончательно отказываемся не только от Декларации о воссоединении Армении и Арцаха как двух частей разделенного народа, но и от самого Арцаха, а вслед за ним и от нашего суверенитета, государственности и Армении. Если же правительство Армении даст указанный статус арцахцам, мы не только признаем идею воссоединения двух армянских государств, но и подтвердим то, что Арцах де-факто состоявшееся государство. На это указывают различные международные организации, в том числе и Международная кризисная группа, выступившая в дни войны с обращением, в котором также было сказано об Арцахе как де-факто состоявшемся государстве.

— Однозначно, и здесь следует говорить не о 7 регионах, а о закрепленной в Конституции Республики Арцах ее территории, откуда кашатагцы, гадрутцы, шушинцы и жители других регионов в результате осенней войны 2020 г. переселились в Армению. Повторюсь: официальное определение статуса внутренне перемещенных лиц — находящихся в Армении арцахцев важно для легитимности нашей страны и позволит в дальнейшем поднять вопрос территориальной целостности де-факто состоявшейся Республики Арцах. И в этом плане можно также воспользоваться множеством конвенций ОО по защите непризнанных государств. Вопрос определения статуса арцахцев я считаю сигналом SOS, с которым обращаюсь к правительствам Армении и Арцаха. Я неоднократно пыталась организовать рабочие встречи с руководством МИД Армении для обсуждения ряда жизненно важных для Армении и Арцаха вопросов, но мне не давали этого сделать.

— Не секрет, что после резни армян в Баку, Сумгаите и других городах тогда еще Советского Азербайджана спасшиеся армяне в большинстве были вынуждены бежать в Армению, где затем был создан Комитет по вопросам беженцев, занимающийся не только их социально-экономическими, но и правовыми вопросами. Однако в 2005 г. он был реорганизован в Миграционную службу РА, в то время как беженец и мигрант — это очень разные понятия. У меня возникают вопросы: кто эти мигранты, которыми занимается служба, — индусы, казахи, украинцы, персы? В службе в курсе, что в Армении есть тысячи беженцев конца 1980-х — начала 1990-х гг.? Им известно, что сегодня в Армении оказались 50 тысяч человек, насильственно переселенных из Арцаха в результате второй Карабахской войны?

То же самое мы видим в Арцахе, где действует Министерство труда, социальных и миграционных вопросов, в то время как еще до осенней войны здесь проживали 30 тысяч армян-беженцев из Азербайджанской ССР, ставших сегодня двойными беженцами. Азербайджан, не имея реальных беженцев, создал и сохраняет Комитет беженцев, который активно работает по вымышленной проблеме, а Армения, имея истинных беженцев, насильственно переселенных и внутренне перемещенных лиц, закрывает этот вопрос. Если сложить все политические пазлы в отношении Арцаха — позорный договор, подписанный Левоном Тер-Петросяном в 1994 г., предложенный в 2000 г. проект В.Трубникова по соединению «азербайджанского Физули с азербайджанской Шушой» через Гадрут, реорганизацию в Армении Комитета по вопросам беженцев в Миграционную службу, попытки Турции втиснуться в состав Минской группы ОБСЕ, изданный в 2009 г. в России атлас, где на Кавказе имеется небольшая Армения, Нахичеванская автономная область, Азербайджан и нет Нагорного Карабаха, нынешнюю пораженческую войну в Арцахе и т.д., можно сделать вывод, что на политическом и дипломатическом поле мы отдали Арцах.

Но опыт осенней войны свидетельствует о том, что нам следует обратить особое внимание на вопросы, связанные с защитой и сохранением Арцаха. Среди них и вопросы признания независимости Республики Арцах и ее территориальной целостности. Непризнание Арцаха и отсутствие данного вопроса в политической повестке властей и МИД Армении ведет к тому, чтобы окончательно сломить дух, хребет армян Армении, Арцаха и Спюрка, снизить защищенность наших границ и независимость государства. И это еще один призыв SOS, к которому надо прислушаться безотлагательно, если мы не хотим потерять государственность.