Граница вместо фронта, переход на контрактную армию: реалистичны ли планы Пашиняна?
Ротация предусмотрена в 5-летней программе правительства, которую 18 августа представил премьер Никол Пашинян. С его слов, план заключается в том, что пограничные войска СНБ Армении вскоре возьмут под контроль больше участков – после передачи со стороны ВС. В связи с этим погранвойска должны быть увеличены и реформированы.

Петросянц считает такие планы результатом определенных политических решений. Однако крайне важно понять, что все это не может происходить в одностороннем порядке. Более того, если взглянуть на вещи более реалистично, то вряд ли в обозримой перспективе у Армении будет госграница с Азербайджаном в классическом понимании этого слова.

Интересно, что практику замены армейских частей пограничниками опробовал основной противник Армении – Азербайджан, проведя ротацию на границе задолго до 44-дневной войны. Но это не предполагало какого-то миролюбия. Петросянц отмечает, что данное решение было вызвано некоторыми ограничениями, которые накладывали международные конвенции на процесс милитаризации Баку. Азербайджан превысил квоты на приобретение вооружений и военной техники, и нужно было списать часть техники на пограничные войска. Очевидно, что случай с Арменией в корне отличается от азербайджанского сценария.

«Если планируется ротация, значит есть уверенность в демаркации. Я честно говоря, затрудняюсь сказать, откуда у властей эта уверенность. Нам много чего говорили в прошлом. Но на самом деле зачастую происходило с точностью да наоборот», — говорит Петросянц.

Ротация вооруженных сил на границе, заложенная в программе правительства, практически будет идти в связке с реорганизацией армянской армии. По крайней мере, военно-политическое руководство декларируетподобные планы. В связи с этим напрашивается вопрос, какую армию будет иметь республика на «выходе».

Согласно программе правительства, Армения должна перейти к профессиональной армии. Кроме того, существенно изменится структура срочной военной службы и мобилизационной подготовки.

С точки зрения Петросянца, успех затеи зависит от того, смогут ли власти заинтересовать граждан, побудить их служить в армии. Говоря о реформах, эксперт ставит во главу угла привлекательность военной службы. Если не стимулировать людей, то вряд ли удастся набрать количество контрактников, эквивалентное числу сокращаемых срочников. Привлекательность службы – это не надбавки в размере 10 тысяч драмов (20 долларов). Это глубинные изменения, четко налаженная система льгот и преференций.

«В той же России, например, государство в обязательном порядке предоставляет офицерам жилье после их выхода на пенсию, независимо от того, сколько у него квартир, приобретенных ранее. Я считаю, что если у нас не будет аналогичных льгот, то служба не может стать привлекательной. В США работодатель при приеме на работу предпочтение отдает бывшим военным, если таковые есть среди подавших заявку на конкурс. Всего этого в Армении нет и в помине», — говорит наш собеседник.

Что же касается боеспособности профессиональной армии в сравнении со срочной службой, то, по словам эксперта, мировой опыт показывает преимущества первой. Петросянц, тем не менее, убежден, что реформы должны быть крайне осторожными и «ювелирными». Учитывая характер угроз, ни в коем случае нельзя рубить с плеча и избавляться от старой системы в одночасье.

, https://ru.armeniasputnik.am/