Кардиган Кобейна вместо картин Пикассо: миллениалы выбирают поп-культуру

Атрибуты поп-культуры на пике спроса у молодых коллекционеров. Богатые миллениалы готовы тратить десятки и сотни тысяч долларов на покупку вещей знаменитостей

Коллекционирование личных вещей знаменитостей, ранее считавшееся уделом только заядлых фанатов, превращается в серьезную категорию собирательства, способную конкурировать с традиционными категориями вроде изобразительного искусства, редких вин и предметов роскоши. Концертный наряд известной певицы может оцениваться наравне с работой знаменитого художника, и при этом богатые миллениалы отдадут предпочтение скорее платью звезды, чем картине.

Интерес к вещам звёзд существует уже довольно давно. Департамент «рок и поп меморабилии» открыт в Christie’s еще в 1980-х, но настоящую популярность подобные торги обрели лишь в последнее время. Основанный в 2003 году дом Julien’s стал первым в мире аукционным домом, продающим исключительно звёздную меморабилию. Как вспоминает его основатель Даррен Джулиен, в конце 1990-х на подобные вещи смотрели свысока, как на нечто, предназначенное только для фанатов. Но постепенно восприятие стало меняться.

В 2015 году кардиган солиста группы Nirvana Курта Кобейна с выступления на канале MTV 1993 года был продан за $140,8 тыс., а четыре года спустя, в 2019-м, этот же кардиган уже был продан за $334 тыс. Гитара Кобейна с того же выступления в 2020 году была продана за $6 млн, после чего в Julien’s стали поступать предложения купить кардиган уже за $600 тыс., но текущий владелец не дал согласия.

Кардиган Кобейна вместо картин Пикассо: миллениалы выбирают поп-культуру
Одежда BTS из видео Dynamite выставлена ​​на аукционе Julien’s Auctions в январе. Фото: Valérie Macon/AFP/Getty Images

Что интересно, для коллекционеров звездной меморабилии привлекательными становятся вещи не только покойных звёзд, но и ныне живущих. Недавно в Julien’s прошли трехдневные торги личных вещей Джанет Джексон, на которых среди прочих сделала покупку Ким Кардашьян: за $25 тыс. она купила платье певицы из её классического видеоклипа 1993 года.

Такие аукционы уже провели для вещей Ринго Старра, Нэнси Синатры и даже участников популярного корейского бойз-бенда BTS. Наряды из их хитового видеоклипа Dynamite, имеющего свыше миллиарда просмотров на Youtube, были проданы за $162,5 тыс. — в четыре раза выше оценки $40 тыс. Происходящее можно свести к высказыванию одного коллекционера, слова которого приводит Даррен Джулиен: «Круче повесить себе на стену гитару Леннона, чем Моне или Пикассо».