«Общество аварцев Южного Кавказа»: о дискриминации в Азербайджане и обращение к общественности Армении и Арцаха
Следуя политике, уходящей корнями в сталинскую доктрину «азербайджанизации» и «тюркизации» коренных народов, формирования «азербайджанского народа как единой общности советского Азербайджана», алиевский режим продолжает жесткую дискриминацию кавказских народов – аварцев и лезгин, невзирая на свои международные обязательства.

Нам рассказали о событиях в труднодоступном высокогорном селении Цалбан в Белоканском районе, известном с 18-го века, в котором живет всего 300 человек. Из них – лишь один азербайджанец, остальные – аварцы. В этом году решением руководства Белоканского района в селе прекращено преподавание на аварском языке в местной школе, и единственная учительница уволена. Нам также сообщили, что в большом селе Катих того же района, где проживает более 7000 человек, и аварцы составляют 86% населения (данные из того же источника), преподавание аварского языка в школах не ведется с началом советской власти. Исходя из этого, знание родного языка передается в семьях, ибо нет другого пути защиты национальной идентичности. Естественно, это вызывает недовольство уже не первый год, но на это есть «разъяснения» Баку о «важности государственного языка», а иногда и об «общей вере» и т.д.

На естественный вопрос о том, а что может быть постыдного или опасного в преподавании родного аварского языка аварцам, нам ответили, что «в этом и суть всей фашистской политики пантюркизма, проводимой репрессивным режимом Баку».

По поводу или без оного, режим Алиева заявляет о «необходимости мусульманской солидарности», чтобы содействовать его беспомощным попыткам «вернуть Карабах», клеймит мусульманские страны, поддерживающие с Арменией дружеские, уважительные отношения, жалуется, что «лидеры мусульманских стран обнимаются и фотографируются с армянами» и т.д. Наши собеседники не без иронии отметили, что в Азербайджане «извращенное понимание мусульманской солидарности, что по-азербайджански и по-алиевски понимается как жесткая дискриминация национальных меньшинств мусульманского вероисповедания, в том числе языковая, чтобы со временем полностью вытравить национальное самосознание».

Они сказали также, что знают о том, что Армения на государственном уровне поддерживает преподавание языков национальных меньшинств, поддерживает знание ими своего родного языка – ассирийцев, езидов, русских, греков, поощряет неправительственные организации, пропагандирующие язык и культуру украинцев, поляков, других этнических меньшинств.

В заключение они от имени «Общества аварцев Южного Кавказа» передали нам свое краткое обращение к общественности Армении и Арцаха: «Мы понимаем и поддерживаем борьбу всех частей армянского народа. Дело арцахских армян считаем справедливым. Выражаем свою боль и глубоко сожалеем, что наши прадеды служили в армии мусаватистов и воевали в составе Лезгинского полка мусаватистской армии против армянского национально освободительного движения».

Отметим, аварцы – крупнейший по численности среди народов Дагестана.