«Отыграть назад»: зачем смотреть сериал 'The Undoing' с Николь Кидман

На HBO и HBO Max идет сериал 'The Undoing' – с Николь Кидман, Хью Грантом и богатым приданым, доставшимся от авторов 'Big Little Lies'. Не особо содержательное шоу затягивает так, что не оторваться

Грейс и Джонатан Фрэйзеры (Кидман и Грант) – пара с Манхэттена, у которой все под контролем. Сын (15-летний Ноа Джуп, вундеркинд из американский независимых фильмов) учится в элитной школе за сто тысяч долларов в год, и это не считая прочих регулярных поборов. Подруги из родительского комитета – скорее капитолийские волчицы, чем светские львицы: клыкастые, но своих не бросают. Улыбчивый Джонатан – выдающийся детский онколог с британским юмором и характерным акцентом. Сосредоточенная Грейс (забавно, что это имя Кидман уже носила в триллере 'Dogville' Ларса фон Триера) – востребованный психотерапевт, способный отключать профессионала дома, так что редкие конфликты супруги по старинке гасят хорошей шуткой и пылким сексом.

Первая серия 'The Undoing' построена так, чтобы зритель проникся к чересчур везучим, благополучным и красивым Фрэйзерам не только интересом, но и состраданием. Окей, предположим, это небожители, но свое место на облаках они заслужили честным трудом, да еще и умудрились при этом остаться простыми и ранимыми людьми. Впрочем, уже к финалу этого пасторального эпизода судьба решает, что счастливчиков пора бы низвергнуть. И даже не на грешную землю, а прямиком в закопченный ад. В жизни Фрэйзеров появляется таинственная незнакомка. Неподалеку от школы происходит убийство. Полицейские оставляют в манхэттенской квартире следы от ботинок. Идеальная жизнь Грейс оказывается одним большим обманом со сложным архитектурным планом. И судя по тому, как камера (за которой находится безжалостный к героям оператор фон Триера Энтони Мэнтл) впивается в бегающие глаза Грейс, закончится все подлинным безумием. В лучшем случае – нервным срывом.

Сериальная гонка последних лет грозит телеиндустрии повторением сценария, случившегося с большим кино. Продавать свежие идеи становится все труднее и рискованнее; бюджеты на производство и продвижение растут быстрее, чем абонентские базы; талантливые авторы и артисты забронированы на годы вперед; а неудачные премьеры могут стоить топ-менеджерам каналов и стримингов головы и карьеры. Поэтому новые сериалы, как и кинофраншизы, все чаще опираются на проверенную интеллектуальную собственность – книги и фильмы, журнальные расследования и подкасты; вплоть до особо извилистых дискуссий с Reddit или Twitter. Удержание внимания зрителя стало слишком дорогим товаром, чтобы позволить тому сомневаться в выборе истории. Поэтому «Отыграть назад» позиционируется как сюжет-побратим уже доказавшей свою состоятельность «Большой маленькой лжи». В основе – очередной книжный бестселлер. В кадре – Николь Кидман, которой всегда хорошо удавались роли девушек в беде, способных на ответное насилие жертв и красавиц с железом во взгляде. А с недавних пор – еще и роли изящных матрон и хладнокровных матерей.

«Отыграть назад»: зачем смотреть сериал 'The Undoing' с Николь Кидман
Кадр из сериала 'The Undoing'. Фото: © KINOPOISK.RU

За кадром – авторитетнейший шоураннер и продюсер Дэвид Келли, автор 'Big Little Lies', 'Mr. Mercedes' и лучших процедурных сериалов девяностых. Келли – один из немногих голливудских сценаристов, чьи сериалы завоевывали «Эмми» и в комедийной, и в драматической категории, и чьи идеи покупали все четыре основных телеканала – ABC, CBS, Fox и NBC. Теперь он работает в основном с HBO – заповедником самых редких и «премиальных» драм. Но главным доказательством его талантов рассказчика кажется даже не это, а тот факт, что еще в 1993 году, до всех своих успехов, этот кудрявый и улыбчивый парень как-то сумел затащить в брак Мишель Пфайффер. Нет, правда, что за легенду нужно сочинить, чтобы украсть звезду с неба?

'The Undoing' дает примерный ответ на этот вопрос – нужно уметь рассказывать истории, в которых слушатель почувствует себя чрезвычайно важной фигурой. Атмосферный триллер с Хью Грантом и Николь Кидман – тот еще мыльный пузырь, но залюбовавшись на свое отражение в нем, тут же придумаешь миллион причин досмотреть шестисерийный роман до конца. Для кого-то такой причиной станет экскурсия в недоступный мир выстраданного богатства. Пока кино тиражирует истории взлетов к успеху, сериалы превращаются в поставщиков садистских зрелищ о падениях благополучных семей. И 'The Undoing' среди этих жестоких и малодушных аттракционов – один из лучших. Кто-то утешит себя тем, что тратит шесть часов не на очередную остросюжетную мелодраму (что правда), а на великий американский роман, потому что сериал во многом похож и на 'A Man In Full' Тома Вулфа, и на 'Gone Girl' Гиллиан Флинн. Кого-то подкупят злободневные социальные комментарии на полях: неспроста прямо в титрах девочка примеряет фату невесты и превращается в призрака; вот она, женская доля. А другие зацепятся за внешнее совершенство истории – потому что первоклассные актеры, сценарист, оператор, композитор и декоратор и правда полируют это бульварное чтиво до ослепительного блеска. Не сериал, а виртуальный тур по лучшим апартаментам Нью-Йорка – да еще и с Кидман, Грантом и холеным Дональдом Сазерлендом в качестве проводников-экскурсоводов.

«Отыграть назад»: зачем смотреть сериал 'The Undoing' с Николь Кидман
Кадр из сериала 'The Undoing'. Фото: © KINOPOISK.RU

Наконец, в этом сюжете про терапевта предостаточно психологизма: семья Фрэйзеров – осажденная крепость; их нетипичный брачный союз – всем наука, а этический код окружения – загадка, которую хочется разгадать. Единственный минус этого хитроумного сериала заключается в том, что он откровенно вторичен: все то же самое мы уже пережили весной в драме «Защищая Джейкоба». Там чуть менее экстраординарная, но куда более убедительная семья оказалась в похожей беде. Ребенка прокурора и учительницы обвинили в преступлении, которое он то ли совершил, то ли нет, и американская пригородная утопия превратилась в кошмар наяву. При этом у 'Defending Jacob' был козырь, который 'The Undoing' прячет в своем рукаве так хорошо, что забывает пустить в ход. Там зритель до конца не понимал, действительно ли виновен ребенок – и метался вместе с несчастными родителями вплоть до титров. Здесь такого напряжения нет – так что мечутся только глаза Николь Кидман. Но, черт возьми, какие это глаза!