Почему остановлен рост военного бюджета Армении?
С тех пор как правительство утвердило проект бюджета на 2020 год, как и следовало ожидать, его основные параметры стали предметом обсуждений в экспертных кругах. Речь в основном идет о реалистичности главного финансового документа будущего года. Ведь, согласно планам правительства, предполагается увеличить по сравнению с текущим годом объем доходов более чем на 430 миллионов долларов. А расходы увеличатся более чем на 500 миллионов долларов.

ОЧЕВИДНО, что при таких существенных показателях роста первое, что приходит в голову, — это вопрос о том, за счет каких экономических успехов рост будет достигнут. В этом плане перспектива, мягко говоря, туманная. И вовсе не удивительно, что у многих экспертов возникают вполне обоснованные сомнения в реалистичности выполнения поставленных правительством финансовых целей на будущий год. Впрочем, будем надеяться, что в ходе обсуждений в парламенте правительство все же приведет убедительные доводы относительно того, откуда именно собирается извлечь дополнительные средства. А пока речь о другом аспекте проекта бюджета на будущий год.

Дело в том, что на фоне столь существенного роста совокупных расходов проектом не предусматривается рост военного бюджета. На сферу обороны выделяется средств почти столько же, сколько и в текущем году, чуть более 300 миллиардов драмов. Да, по отдельным статьям (военного бюджета) есть, конечно, увеличение. Но, повторюсь, в целом увеличение расходов на эту сферу не предусмотрено. И это, скажем прямо, весьма тревожный фактор. Особенно если учесть военно-политическую обстановку в регионе. Не говоря уже о явных и откровенных угрозах со стороны наших лютых соседей.

О последних, пожалуй, стоит напомнить. Во-первых, тут стоит вспомнить заявление Алиева, решившего ответить на пашиняновское «Карабах — это Армения, и точка» своей версией принадлежности Арцаха: «Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Подробно обсуждать эти лозунги сейчас не будем. Единственное, на что хотелось бы обратить в данном случае внимание, так это на то, что подобное оперирование знаками препинания лишь обостряет ситуацию, еще больше радикализирует позиции сторон и увеличивает вероятность военных действий на Карабахском фронте.

Во-вторых, недавно в ходе заседания Совета тюркоязычных государств, прошедшего в Баку, Алиев заявил: «Передача Зангезура Армении привела к географическому расколу тюркского мира». А президент Турции Эрдоган отметил: «Мы сделаем все возможное для обеспечения территориальной целостности Азербайджана».

КОНЕЧНО, ДАЛЕКО не впервые звучат воинственные заявления из уст президентов Азербайджана и Турции в адрес Армении и Арцаха. Например, в прошлом году Алиев говорил о том, что Ереван является исторической азербайджанской территорией. «Мы, азербайджанцы, должны вернуться на эту историческую землю. Это является нашей политической и стратегической целью, к которой мы должны постепенно приближаться», — заявил он на съезде партии «Ени Азербайджан».

По сути, Баку постоянно угрожает Еревану. При этом с таким же постоянством увеличивая свой военный бюджет. Скажем прямо: военный бюджет Армении тоже рос все последние годы, включая и текущий, что вполне закономерно при наличии столь неадекватных соседей, регулярно выдвигающих территориальные претензии и бряцающих оружием. Что же изменилось сейчас?

Почему рост военного бюджета Армении остановлен? Угроз безопасности страны меньше не стало. Риторика соседей ужесточилась. Регион в целом кипит. Мирное урегулирование карабахского конфликта выглядит и вовсе из области фантастики. И вот в этой ситуации, когда безопасность страны по идее должна стать самой приоритетной задачей, правительство Армении, планируя существенный рост бюджета на будущий год, от этого роста военной сфере дополнительных средств практически не выделяет. Мягко говоря, это странно и тревожно.