Поражение в киберпространстве или Совбез с 2018 г. функционирует под давлением групп влияния
ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ВЛАДИМИР ПУТИН НА ЗАСЕДАНИИ СОВБЕЗА РФ 26 МАРТА 2021 ГОДА, подчеркивая исключительную роль кибербезопасности ведущими акторами мира, вернулся к оценке стратегической приоритетности развития системы управления ресурсами киберпространства. В целом это совпадает с оценками особой важности данной сферы безопасности, озвученными недавно председателем КНР Си Цзиньпином и президентом США Джо Байденом.

Акценты в заключениях руководителя России — стратегического союзника Армении помогают вынести первые уроки из поражения ВС РА в киберпространстве во время Карабахской войны. Сегодня есть все основания для заявлений о том, что провал борьбы с вражескими БПЛА в Армении стартовал в 2018 году с ликвидации новыми властями Армении Центра управления ресурсами киберпространства Института национальных стратегических исследований Национального исследовательского университета обороны МО РА (ИНСИ — руководитель Бениямин Погосян). Одной из причин данного провала является выдвижение на должность секретаря Совбеза РА Армена Григоряна — персоны, не владеющей системными знаниями в области оборонной политики и искусством их применения в обеспечении национальной и международной безопасности государства.

Еще летом 2018 года, следуя уставной миссии стратегического консалтинга высшего руководства государства, начальником Национального исследовательского университета обороны МО РА новый секретарь Совбеза был приглашен в ИНСИ для его ознакомления с ролью Центра управления ресурсами кибепространства. Группой молодых аналитиков во главе с руководителем Арманом Григоряном, ученым-аналитиком центра Кареном Галояном и экспертом в области кибертехнологий Геворгом Саруханяном было организовано специальное обсуждение для продвижения следующих открытых научно-экспертных разработок в рабочий портфель жизнедеятельности Совета национальной безопасности:

• Проекта инновационного пересмотра Стратегии национальной безопасности РА с учетом вызовов и угроз, связанных с управлением ресурсами киберпространства.

• Проекта Стратегии кибербезопасности РА.

• Проекта государственной системы РА по управлению ресурсами киберпространства.

С ЦЕЛЬЮ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ В ОЖИДАЕМОЙ ИННОВАЦИОННОЙ миссии Совбеза РА по разработке военной и безопасностной политики армянского государства группа работающих под моим научным руководством молодых талантливых аналитиков наряду с проектами представила секретарю Совбеза преимущества современных научно-прикладных инструментов стратегических исследований, лежащих в основе процесса подготовки и принятия безопасностных решений. Были продемонстрированы стратегические политико-безопасностные игры как инновационный метод мозговых штурмов, а также методика применения математического моделирования и экспертных оценок при построении политико-безопасностных сценариев общенационального масштаба (Defense Security Policy Strategic Gaming — Scenario Building).

Важно заметить, что методологический инструментарий разработок периодически обновлялся и апробировался в результате наших стажировок и обсуждений в научно-экспертном совете ОДКБ (генеральные секретари — генерал-лейтенант, Чрезвычайный и Полномочный Посол Николай Бордюжа и генерал-полковник Юрий Хачатуров); Колледже управления ресурсами киберпространства и Институте национальных стратегических исследований Национального университета обороны США (руководитель госпроекта США по искусственному интеллекту — доктор Джеймс Кигл); гарвардской программе «Кибербезопасность: пересечение технологий и политики» Школы государства имени Дж. Кеннеди (генерал-лейтенант, профессор Тэд Ольстрем) и МГИМО МИД РФ (доктора-профессора Александр Никитин и Оксана Гаман-Голутвина).

Все три стратегических безопасностных проекта были снабжены дорожными картами их реализации, подготовленными аналитиками ИНСИ МО РА в сотрудничестве с главными специалистами министерств и ведомств оборонно-безопасностного сообщества РА, вовлеченного в программу модернизации системы обороны РА «АЗГ-БАНАК». Однако проекты, несмотря на их очевидную актуальность для безопасности Армении, не были поняты секретарем Совбеза РА в силу его профессиональной некомпетентности. В итоге и проект пересмотра Стратегии национальной безопасности РА, и проект стратегии кибербезопасности РА, и проект системы управления ресурсами киберпространства Совбезом были безосновательно отвергнуты.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЕЩЕ В 2018 ГОДУ — НА ДАЛЬНИХ ПОДСТУПАХ к турецко-азербайджанской агрессии против НКР и РА — интеллектуальная несостоятельность руководства Совбеза РА в организации эффективной борьбы в киберпространстве привела к непониманию особой важности для инновационного развития системы обороны и безопасности Армении разработок талантливых PhD ИНСИ, признанных ведущими мировыми центрами стратегических исследований. В результате реализация уникальных разработок центра управления ресурсами киберпространства ИНСИ МО РА была прекращена, а сам Центр ликвидирован. Молодые талантливые исследователи безопасности киберпространства, периодически переподготавливаемые в головных мозговых центрах мира и готовые продолжить служение Отечеству, были уволены.

Вместе с тем была потеряна признанная Москвой, Вашингтоном и Ереваном особо важной научно-экспертная платформа международно-безопасностной сверки часов по проблемам стратегии управления ресурсами киберпространства, традиционно обеспечиваемой на международных стратегических форумах ИНСИ МО РА.

Ныне, откликаясь на просьбы коллег, продолжающих поиск путей возрождения армянской армии, привлекаю их внимание к необходимости переосмысления стратегии и дорожной карты модернизации системы обороны «Азг-Банак» (Нация-Армия), разработанной под научно-экспертным руководством ИНСИ МО РА, одной из системообразующих осей которой служили проекты управления ресурсами киберпространства. Как ранее отмечалось, эта программа системной модернизации совокупной мощи армянского государства на основе уроков войны 2016 года была разработана в результате полевых исследований ИНСИ МО РА в Израиле и Швейцарии.

Казалось бы, данная межведомственная разработка, осуществленная в 2016 — 2018 годах в сотрудничестве с главными специалистами всех министерств и ведомств оборонно-безопасностного сообщества Армении, должна была лечь в основу деятельности нового Совбеза РА. Однако этого не случилось в связи с тем, что Совбез с 2018 года стал функционировать под давлением групп влияния, которые в противоречие с интересами безопасности Армении считают проект «АЗГ-БАНАК» милитаристским документом.

Таким образом, Совбез РА лишил Армению общегосударственной программы модернизации системы обороны и безопасности, базирующейся на межведомственно-территориальной деятельности национального государства с целью инновационного развития совокупной мощи РА с вовлечением ресурсов кибербезопасности, что и стало одной из причин поражения армянской армии в киберпространстве.