Позор ХХI века
AКЦИЯ ИНИЦИИРОВАНА МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ, науки, культуры и спорта Республики Арцах, в ней приняли участие глава МОНКС Арцаха Лусине Караханян, омбудсмен Гегам Степанян, представители общественных организаций, студенты вузов, учащиеся школ и просто граждане, собравшиеся на площади у храма с плакатами, осуждающими проводимую Азербайджаном политику культурного геноцида.

Мероприятие началось с молитвы, произнесенной духовным пастырем храма Покрова Св.Божьей Матери Нерсесом Асряном, после которой он выступил с речью, отметив, что арцахцы в очередной раз поднимают свой голос против варварства, несправедливости, преступлений и нарушения международных норм и законов, осуществляемых Азербайджаном в отношении армянских святынь, памятных мест, мемориалов героев, в том числе и павших в годы Великой Отечественной войны. Он подчеркнул, что Азербайджан с первых дней своего формирования осуществляет политику уничтожения не только армянского культурно-исторического наследия, но и армянской нации в целом. Попыткам Азербайджана завладеть регионом мешают проживающий здесь испокон веков армянский народ и его многочисленные христианские святыни, созданные на протяжении столетий. Именно поэтому Азербайджан как в дни осенней войны в Арцахе, так и после нее активно претворяет в жизнь геноцидальную политику, заручившись поддержкой Турции.

Как отметил в беседе с корреспондентом «Голоса Армении» участник акции протеста старший научный сотрудник Центра кавказоведения Университета «Месроп Маштоц», член Общественного совета культурного наследия «COHEP» (Степанакерт, Республика Арцах) Овик Аванесов, варварское уничтожение армянского наследия усиливается с каждым днем. При этом Азербайджан использует разные возможности воздействия: разрушает, уничтожает храмы и мемориалы, пытается албанизировать армянское духовное и культурное наследие, распространяет ложную информацию о разрушении памятников в результате военных операций и, что самое возмутительное, якобы самими армянами.

«ВСПОМНИМ НЕДАВНЮЮ ИСТОРИЮ С ОККУПИРОВАННЫМ Азербайджаном арцахским селом Мехакаван и церковью Сурб Аствацацин, полностью уничтоженной. История облетела мир благодаря репортажу британской вещательной корпорации ВВС, после чего военно-политическое руководство Азербайджана, поняв, что не сможет уклониться от ответа, заявило, мол, церковь была разрушена в дни войны в результате артобстрела, — заметил Овик Аванесов. — Однако и наши исследования, и сведения ВВС доказывают обратное. Есть видеоматериалы, опубликованные Министерством обороны Азербайджана после оккупации Мехакавана, где азербайджанские солдаты стоят у церкви Сурб Аствацацин, целой и невредимой. Кадры же с разрушенной святыней сделаны после войны, в конце февраля — начале марта. В плане албанизации армянского культурно-исторического наследия Арцаха под мощный удар азерпропа попали сегодня Дадиванк и Цицернаванк, которые Азербайджан пытается представить как «захваченные армянами», «обармяненные», албанские памятники «с фейковыми надписями».

По словам О.Аванесова, Общественный совет культурного наследия «Сонер», приняв участие в акции протеста, выдвинул задачи охраны и сохранения не только культурно-исторического, но и музейного наследия на захваченных Азербайджаном территориях. Благодаря проведенным исследованиям «Сонер» составила список, по которому как минимум 14 музеев, в том числе и частных галерей, с ценными культурными и фактографическими материалами находятся сегодня в азербайджанском плену. Известно, что находящийся в селе Мец Тагер Гадрутского района Дом-музей Маршала авиации СССР А.Ханферянца (Худякова) разрушен.

«Акция протеста — это способ осведомить широкие круги общественности о наличии на территории Арцаха огромного мультикультурного наследия, поднять вопрос его охраны, помочь людям осознать необходимость его защиты, — уверен Овик Аванесов. — Это также наше требование, выдвигаемое миру для разработки соответствующих шагов по предотвращению культурного геноцида в Арцахе, проводимого в разное время, в том числе и на территории Западной Армении, Джуге (Нахиджеван), Сирии, где в годы войны также преднамеренно были разрушены армянские святыни. Сегодня та же картина наблюдается и в оккупированной части Арцаха.

Позор ХХI века

НЕ МЕНЕЕ ПЛАЧЕВНА И СУДЬБА МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ. Не исключено, что украденные из Музея ковров Шуши экспонаты официальный Азербайджан начнет выставлять в своих музеях и галереях как якобы азербайджанские, а те ковры, которые содержат типичные армянские орнаменты, будут проданы на аукционах или на черном рынке. Что стоит сеющим ложь «соседям» подделать документацию музейных экспонатов? У нас есть немало примеров, когда это делалось с оставшимся в Баку армянским наследием. Более того, Азербайджан использует армянские памятники культуры и в целях собственного пиара. Так, сохранившуюся Армянскую церковь в Баку нередко показывают официальным гостям из-за рубежа в качестве образца «азербайджанской толерантности». На самом деле военно-политическое руководство Азербайджана организовало в церкви Центр антиармянских исследований, антиармянской политики и ее распространения в мире. Есть и такой пример лжепропаганды: в дни осенней войны в Арцахе азербайджанские войска пытались уничтожить и иранскую мечеть в Шуши. Снаряд упал во двор мечети, и она «отделалась» мелкими повреждениями. Если бы им удалось разрушить мечеть, то, уверен, это стало бы поводом для новой волны лжи азерпропа по обвинению армян в уничтожении памятников исламской культуры».

Овик Аванесов считает, что акции протеста в защиту историко-культурных памятников необходимо проводить не только ко Дню всемирного наследия и не только в Степанакерте. Подобные мероприятия должны проводиться как в Армении, так и в общинах Спюрка. Перенимая эстафету Министерства ОНКС Арцаха, с подобными инициативами должны выступать армянские общественные организации разных стран, чтобы обеспечить их продолжительность и результативность. Не вызывает сомнений, что Азербайджан продолжит планомерно и целенаправленно разрушать армянское наследие, в том числе и памятники Великой Отечественной войны, чтобы стереть след исторического армянского присутствия в регионе. Для этого власти соседнего государства способны использовать любые средства — организовать рядом с тем или иным памятником взрыв и, представив его как землетрясение, начать строительство, из-за которого «случится обвал», и т.д.

Вопросы, связанные с культурным геноцидом Азербайджана в отношении Арцаха необходимо поднимать и на международных форумах и конференциях, которые «соседи», кстати, не пропускают и используют в качестве площадки для своей лжепропаганды, проводят варварскую и захватническую политику в отношении армянского наследия. Лишь активизация в сфере требований защитить культурно-исторические памятники оккупированных территорий Арцаха может дать положительные результаты, тем более что Азербайджан постоянно нарушает международные конвенции по данным вопросам.

НА АКЦИИ ПРОТЕСТА В СТЕПАНАКЕРТЕ ВЫСТУПИЛ и омбудсмен Арцаха Гегам Степанян, сравнивший действия Азербайджана в отношении армянского наследия с проявлением фашизма. Он подчеркнул, что в дни осенней войны азербайджанские военные устраивали целенаправленный артобстрел армянских святынь и памятников: храма Христа Всеспасителя Казанчецоц в Шуши, церкви Сурб Ованес Мкртич, древнего городища Тигранакерт и других объектов культурно-исторического наследия.

«Азербайджан нужно призвать к ответственности за культурный геноцид в отношении армянского наследия Арцаха. Однозначно, что международная общественность осознает военные преступления Азербайджана. Об этом свидетельствуют доклады, публикуемые как международными правозащитными организациями, так и отдельными политическими деятелями. Но, к сожалению, процесс привлечения Азербайджана к ответственности пока прикрыт дымкой политики», — сказал Г.Степанян, недавно опубликовавший на английском языке доклад о целенаправленном уничтожении армянских памятников на оккупированных Азербайджаном территориях Арцаха. Скоро доклад будет доступен также на армянском и русском языках.