Сдача территорий, незаконно оккупированных азербайджанцами, согласована заранее

— Факт остается фактом: устами первых лиц армянского государства было сказано о том, что некоторые подразделения азербайджанских ВС находятся в Армении. Говорят, что с 12 мая. Но, я думаю, процесс пошел гораздо раньше, когда после подписания заявления 9 ноября азербайджанцы, нарушив все нормы международного права, посредством GPS под видом демаркации и делимитации границы оказались в Сюнике, на территории суверенной Армении. Подобная процедура осуществляется при создании соответствующей межгосударственной комиссии, сначала проводят демаркацию на карте, после чего полученные результаты применяют уже на деле. Для этого создается другая комиссия, плюс полученные результаты отправляются в разные структуры ООН, то есть процедура демаркации границ долгая и трудоемкая. Ничего такого сделано не было.

После 9 ноября азербайджанские военные оказались незаконно на территории Сюника, а впоследствии, 12 мая, захватили основные высоты вокруг Черного озера, при полном непротивлении армянской стороны. Далее аналогичные попытки продолжились в Гегаркуникском и Араратском марзах. Если после всего этого армянские власти говорят, что азербайджанские военные находятся в Армении незаконно, что это значит? Незаконное пребывание — это не международный термин. Оценивается так: военная агрессия и оккупация суверенной территории Армении. И с этим определением Армения могла и может обратиться в международные инстанции, включая союзников, в частности — ОДКБ.

— Но по какой статье? По 2-й: угроза вторжения. Дескать, нужны консультации. Однако, по оценке самих же армянских властей, азербайджанские ВС в реальности осуществили агрессию, в результате чего были оккупированы некоторые территории Армении. Что подпадает под 4-ю статью Устава ОДКБ. И если бы обращение последовало именно по этой статье, реакция ОДКБ была бы совсем иной. Один пример: когда в Афганистане дали власть талибам с благословения США и их союзников, вооруженные отряды талибов за очень короткое время оказались на границе Таджикистана. Глава Таджикистана обратился в ОДКБ за помощью, и на следующий день она была оказана. А обращение по 2-й статье в ОДКБ — это имитация с целью дискредитировать организацию, поскольку ясно, что обращение по такой статье не возымеет никаких действий.

Теперь трехсторонние переговоры в рамках комиссий возобновились. От имени Армении их ведет вице-премьер Мгер Григорян. Если речь идет об официальных заявлениях, связанных с открытием коммуникаций, то армянская сторона обязана, будучи гарантом безопасности страны и ее граждан, во-первых, поднять заявление от 9 ноября, в частности, пункт о возвращении военнопленных, не выполненный Азербайджаном, и поставить выполнение данного пункта в качестве предусловия для продолжения переговоров. Ведь это факт, что сотни наших военнопленных находятся в Азербайджане и сегодня их судят как диверсантов и террористов.

Во-вторых, после 12 мая несколько тысяч азербайджанских солдат оказались на территории Армении… Надо поставить условие, что, пока они не покинут ее, переговоры не будут продолжены. И, поскольку с большой долей вероятности армянский вице-премьер не поднимет этот вопрос, ибо он сделает это, только получив добро сверху, от Пашиняна, можно предположить, что сдача территорий, незаконно оккупированных азербайджанцами, согласована заранее.

— Лучшее доказательство — это то, что, когда 12 мая в районе Черного озера азербайджанские солдаты занимали высоты, армянская сторона не стреляла, потому что был дан приказ не стрелять. Другое доказательство — то, что, повторюсь, заявляя о незаконном вторжении азербайджанских военных на территорию Армении, армянская сторона не акцентирует этот пункт в качестве предусловия для продолжения переговоров. То есть заранее имеется какая-то согласованность — письменная, устная, посредническая, не известно. Но определенные территории Пашинян просто сдал Азербайджану. Отсюда вывод: если глава государства сдает территории страны вооруженным силам другого государства, как это квалифицируется? В Уголовном кодексе есть соответствующая статья.

— Кто «мы»? Народ свое отношение показал в ходе выборов. Дальше сформированное правительство будет делать шаги, в которых народ будет иметь нулевое участие. Результатами выборов народ легитимировал эту власть, обеспечив ее воспроизводство. Что дальше? Дальше ожидаемо. Военно-политическое руководство Азербайджана на пару с Турцией, страны НАТО, страны, которые не в НАТО, но помогали Азербайджану в 44-дневной войне (например, Пакистан), будут проводить свою линию, а народ Армении должен смириться с тем, что избранные им власти будут уступать территории. Уже уступают…

Смотрите, что происходит в Варденисе. То же ожидает Тавуш, Араратский марз, Ерасх, Тигранашен. Вы видите, что Алиев даже не скрывает своих аппетитов. Причем все это прикрывается разговорами о возвращении беженцев-азербайджанцев, живших в Армении и в конце 80-х годов вынужденных уехать. Когда они вернутся, кто будет обеспечивать их безопасность? Подразделения азербайджанских ВС.

Сегодня Ильхам Алиев не акцентирует захват территорий, он говорит о том, что беженцы должны вернуться. Потом он заявит, что те армянские беженцы, которые жили в Азербайджане и захотят туда вернуться, пусть возвращаются, их безопасность будет обеспечена. Как вы думаете, сколько армян поедет? Вот именно — никто. А они вернутся в Армению с помощью военной силы. Или с помощью миротворцев, в числе которых Азербайджан предложит Турцию и подразделения других стран НАТО. Алиев, конечно, понимает, что вторжение на территорию суверенной страны с точки зрения международного права расценивается как агрессия, поэтому и он, и его министр иностранных дел говорят политическими терминами.

Кроме того, турки проводят сегодня политику выдавливания армянского населения из приграничных районов, устраивая ежедневные провокации, стрельбу, угон скота, порчу сельхозтехники, похищение людей и т.д. Все для того, чтобы армяне покинули свои дома и уехали. Другая фишка — приобретение недвижимости через посредников. Зачем? Чтобы демографическим способом изменить ситуацию. И третье — вторжение в бизнес-среду. Как это было сделано в Грузии. В Аджарии сегодня все в руках турок. А что делают наши власти? Если нет противодействия всему вышесказанному, значит, они либо неадекватно оценивают ситуацию, либо оценивают правильно, но ничего не делают. Что практически то же самое.