Токен-арт от Энди Уорхола — на аукционе Christie's

Правда, эксперты утверждают, что выставленные на Christie’s цифровые работы с сопровождающими их NFT отличаются от тех, что Уорхол создал на компьютере в 1985 году

В стремлении объединить традиционные категории коллекционирования и NFT аукционный дом Christie’s совместно с Фондом Энди Уорхола устроил онлайн-торги произведений digital art от короля поп-арта. Пять цифровых изображений на знаковые уорхоловские сюжеты (банка томатного супа, банан, цветок и два автопортрета) сопровождают, как сейчас принято, невзаимозаменяемые токены. Окончание торгов 27 мая, и пока самая высокая ставка — на банку супа Campbell's: $65 тыс.

Аукцион токенов от Уорхола, однако, вызвал критику со стороны специалистов по цифровым технологиям. Они утверждают, что выставленные на торги изображения являются копиями оригинальных рисунков Уорхола. Причем копиями в слишком высоком разрешении.

В 1985 году компания электроники Commodore предоставила в пользование Энди Уорхолу первый в мире персональный компьютер — Amiga 1000. Компьютер был оборудован графическим редактором, позволявшим создавать изображения более чем в 16 цветах. Художник тогда создал несколько цифровых изображений, найденных и восстановленных с этого компьютера лишь в 2011–2014 годах.

Токен-арт от Энди Уорхола — на аукционе Christie's
Цифровая работа Энди Уорхолла "Банан". Фото: Christie’s

Эти файлы и послужили основой для создания NFT. Однако в процессе реставрации изображения подверглись форматированию с использованием современных технологий. Это и не позволяет считать их оригинальными, — считает Голан Левин, участвовавший в проекте по извлечению файлов Уорхола с Amiga 1000.

Оригинальные файлы, хранящиеся на дискете в Музее Уорхола в Питтсбурге, сделаны с разрешением 320 × 200 пикселей. А токены, выставленные на Christie’s, имеют разрешение уже 4500 × 6000. Подобные цифровые копии могут быть созданы для выставочных целей, но для историков цифровых технологий они уже не будут подлинными. Это уже не те пиксели, к которым непосредственно приложил руку Уорхол, а другие, — заявляет Голан Левин.

Токен-арт от Энди Уорхола — на аукционе Christie's
Цифровая работа Энди Уорхолла "Суп Campbell". Фото: Christie’s

Фонд Энди Уорхола, с подачи которого устроена продажа токенов, и не отрицает, что изображения подверглись цифровой реставрации при помощи технологий XXI века. Однако в модификации работ при «чеканке» NFT представители фонда не видят ничего зазорного. А самым очевидным выражением покупательского мнения по этому поводу станут окончательные результаты аукциона.