Вердикт ЕСПЧ по делу Сарибекяна: Чего «не заметил» МИД РА?
11 февраля Министерство иностранных дел Армении выступило с комментарием решения Евросуда по правам человека по делу гражданина РА Манвела Сарибекяна. «Постановление беспрецедентно: ЕСПЧ впервые установил, что Азербайджан несет ответственность за лишение жизни гражданина Армении, и констатировал, что гражданин РА погиб в результате насильственных действий личного состава подразделения военной полиции Азербайджана. Этот вердикт в очередной раз подтверждает, что Азербайджан открыто нарушает международные обязательства по защите прав человека. Это также указывает на то, что жизнь каждого армянина, который попадет под контроль азербайджанских властей, независимо от его статуса, подвергается угрозе» — говорится в заявлении.

НАПОМНИМ, ЧТО 11 СЕНТЯБРЯ 2010 ГОДА житель села Ттуджур Гегаркуникского марза Манвел Сарибекян при не выясненных по сей день обстоятельствах оказался на территории Азербайджана. Вначале в Баку грубо нарушили положения Женевской конвенции и опубликовали видеоинтервью с 20-летним парнем, выставив его диверсантом, а 4 ноября, спустя целый месяц после смерти, тело Сарибекяна было передано армянской стороне. Согласно азербайджанской версии, он покончил жизнь самоубийством. В сентябре 2011 года родители погибшего обратились в Европейский суд по правам человека. Понадобилось, таким образом, 8 с половиной лет, чтобы суд вынес решение. И хотя ЕСПЧ признал, что имело место нарушение двух статей Конвенции по правам человека, в том числе права на жизнь, и постановил выплатить истцам 60 тысяч евро в качестве компенсации морального ущерба, многие в Армении выразили недовольство принятым решением, справедливо сочтя размер компенсации за жизнь юноши ничтожно малым.

Прежде всего отметим, что МИД отреагировал с опозданием на 12 дней: вердикт был вынесен еще 30 января. Однако куда большее удивление вызывает то, что в заявлении преподнесены в качестве факта обстоятельства, при которых Сарибекян оказался в плену. Между тем версия о том, что он заблудился, как утверждают в министерстве, так и не нашла подтверждения со стороны проводивших расследование правоохранительных органов, а отец парня неоднократно заявлял, что Манвел никак не мог заблудиться, поскольку прекрасно знал местность. Более того, отец утверждал, что его сына похитили, а дальнейшие загадочные исчезновения в приграничных районах граждан РА, которые затем оказывались в азербайджанском плену, делают версию целенаправленных похищений куда более вероятной, нежели предположение, что все они заблудились.

На каком основании МИД делает столь ответственное заявление, не имея, повторюсь, официального заключения соответствующих структур, остается непонятным.

Со своей стороны отметим, что вердикт ЕСПЧ весьма знаменателен прежде всего тем, что это первое решение, вынесенное в Страсбурге по делам убитых в Азербайджане армянских пленных. И даже с учетом спорности относительно размера компенсации оно, надо надеяться, станет прецедентом для всех остальных дел подобного характера, находящих на рассмотрении в ЕСПЧ. В том числе связанных с Апрельской войной, а также с давно ожидаемым решением по делу будапештского убийцы Сафарова.

ОБРАТИМСЯ, ОДНАКО, К ДРУГОМУ АСПЕКТУ заявления внешнеполитического ведомства РА. «Этот вердикт в очередной раз подтверждает, что Азербайджан открыто нарушает международные обязательства по защите прав человека. Это также указывает на то, что жизнь каждого армянина, который попадет под контроль азербайджанских властей, независимо от его статуса, подвергается угрозе. Армения приложит последовательные усилия для обеспечения безопасности граждан РА и армянского народа и восстановления справедливости» — говорится в документе.

На первый взгляд все сказано верно. Кроме одного: почему в заявлении упоминаются только граждане Армении и ровным счетом ничего не говорится об очевидной связи данного решения с урегулированием вопроса Арцаха? А именно: авторитетная судебная инстанция в лице ЕСПЧ официально подтвердила невозможность повторного насильственного включения Арцаха в состав Азербайджана, поскольку это представляет собой угрозу безопасности населения армянской республики. Отсутствие данного аспекта тем более странно, что армянские власти, в том числе и МИД, неоднократно подчеркивали, что безопасность населения Арцаха является одним из основных приоритетов Армении в процессе урегулирования. Даже с учетом того, что конкретное решение касается гражданина РА, а также туманная ссылка на «армянский народ» ни в коей мере не могут служить аргументацией для подобного упущения в официальном заявлении ведомства.

Более того, вердикт ЕСПЧ обретает особо важное значение в свете утверждений некоторых экспертов о том, что в ходе переговорного процесса обсуждается создание зон совместного проживания армян и азербайджанцев. Буквально вчера эта тема обсуждалась в парламенте РА: депутат от фракции ПА Арман Абовян заявил, что сторонам конфликта может быть предложен «косовский способ» примирения, ссылаясь при этом на публикации в зарубежной прессе. «Речь, в частности, идет о том, что на некоторых территориях Арцаха будут созданы зоны, где совместно будут проживать армяне и азербайджанцы. Я резко выступаю против данной «методологии», поскольку это точно ни к чему хорошему не приведет и как минимум вызовет новую напряженность», — пояснил Абовян, добавив, что любые подобные вопросы можно будет обсудить лишь в случае признания Азербайджаном независимости Арцаха.

СЛЕДУЕТ ПОДЧЕРКНУТЬ, ЧТО МИД РА уже опроверг эти утверждения, назвав их ложными и не имеющими ничего общего с реальностью. Будем надеяться, что так оно и есть. Однако, с другой стороны, вынесенное ЕСПЧ решение по делу Сарибекянов – лучшее доказательство невозможности подобного подхода к урегулированию арцахского вопроса, ибо Азербайджан даже спустя четверть века после окончания войны не только не прекращает угрожать физической безопасности граждан и Армении, и Арцаха, но и регулярно, с показательной жестокостью реализует эти угрозы. Множество дел аналогичного характера, принятых на рассмотрение Евросудом, — самое тому убедительное доказательство, ибо касаются они преступлений, совершенных бакинскими властями именно в послевоенные годы.

Именно поэтому столь важно постоянно подчеркивать безопасностный аспект урегулирования арцахского вопроса, указывая на то, что гипотетическое «совместное проживание с азербайджанцами» чревато непрекращающейся и неослабевающей угрозой жизни армян Арцаха. И что политика армянофобии во всех ее аспектах и проявлениях реализуется в Азербайджане на государственном уровне, имея в качестве стратегической цели полное очищение армянского Арцаха от армян. Проще говоря, повторения геноцида.

Вердикт Евросуда по делу Манвела Сарибекяна, по сути дела, подтвердил то же самое, что и 70 лет советской власти, каким бы странным ни покажется подобное сравнение. А именно: попытка вновь организовать совместное проживание армян и азербайджанцев чревата «нахиджеванизацией» Арцаха, то есть полным уничтожением армянского следа как в виде населения, так и культурно-исторического наследия. Самое же странное заключается в том, что в Азербайджане и не думают скрывать этого, но посредники в упор не хотят признавать реалии. Не хочется думать, что в Ереване намерены последовать их дурному примеру…