«С РОССИЙСКОЙ СТОРОНЫ АКЦЕНТИРОВАНА БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ постоянного прямого диалога Грузии с абхазской и югоосетинской сторонами в рамках имеющихся переговорных механизмов. Подчеркнуто, что в практическом плане основные усилия необходимо сосредоточить на подлинно приоритетных задачах — обеспечении прочной безопасности Абхазии и Южной Осетии через заключение юридически обязывающего соглашения о неприменении силы Грузии в отношении этих республик, а также запуске процесса делимитации грузино-абхазской и грузино-юго-осетинской государственных границ с их последующей демаркацией», — отмечается в информации внешнеполитического ведомства РФ.
Все это хорошо: подобные конфликты надо решать мирно, путем политических переговоров, на основе международных принципов и в атмосфере взаимоуважения и взаимных компромиссов. Но куда делась из международной повестки карабахская проблема, решение которой находилось практически в одной политико-правовой плоскости с вышеуказанными конфликтами и долгие годы пребывало в центре внимания официальных международных посредников — Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта и ее сопредседателей — Соединенных Штатов, Франции и России. При этом, как не без оптимизма отмечали наблюдатели, была создана уникальная площадка для реального сотрудничества России и коллективного Запада (в лице США и Франции). Примечательно также, что на Будапештском саммите СБСЕ (ОБСЕ) в декабре 1994 года и в Пражском резюме Действующего председателя на первой встрече руководящего совета ОБСЕ от 31 марта 1995 года за Нагорным Карабахом, основным субъектом развязанной Азербайджаном широкомасштабной войны 1991-1994 годов, был подтвержден официально закрепленный в Бишкекском протоколе 1994 года о прекращении огня статус полноправной стороны конфликта, то есть фактического субъекта международного права. Согласно этим документам, действенным механизмом урегулирования карабахского конфликта являются полноформатные переговоры с участием Нагорного Карабаха. То есть то же самое, на чем настаивает российская сторона в случае с Абхазией и Южной Осетией.
Многие наблюдатели отмечали особую сложность карабахского конфликта, прежде всего имея в виду завязанность на нем множества непримиримых интересов как региональных, так и международных, мировых акторов, а также ряд генетически обусловленных обстоятельств, национальных особенностей и цивилизационный уровень обществ сторон конфликта. В то же время солидные эксперты не раз подчеркивали наличие у Нагорного Карабаха безупречной правовой папки в плане провозглашения независимости (в соответствии с действующим на тот момент законодательством и международным правом) и создания собственного государства (на своей исторической территории посредством общенародного волеизъявления).
Но почему Нагорный Карабах вдруг оказался «крайним», вытесненным на обочину большой политики, в неком искусственном офсайде? Эксперты назвали бы множество политических, геополитических, политико-экономических факторов, и все они в той или иной мере отразили бы объективную реальность. Однако мало кто по тем или иным причинам стал бы резать правду-матку. А именно — констатировал бы очевидный и постыдный факт того, что Азербайджану при поддержке Турции и иже с ними удалось подмять под себя международное право и создать его фальшивую трактовку для введения в заблуждение мировой общественности. А «цивилизованный мир» не только проглотил, но и, кажется, переваривает без отрыжки этот токсичный суррогат, позволяя геноцидному азербайджано-турецкому тандему закрепить, «легитимизировать» результаты своих преступлений против человечности?
При этом нет осознания того, что яд азербайджано-турецкого политического варева действует медленно, но наверняка, смертельно. Допустив в 2020 году беспрецедентную коллективную террористическую агрессию против Нагорного Карабаха с использованием тысяч наемников-радикалов, мировое сообщество и, в частности, те же Соединенные Штаты и Россия, вольно или невольно создало прецедент «решения» спорных вопросов посредством грубой силы и циничного нарушения фундаментальных принципов международного права, в частности, краеугольного принципа неприменения силы или угрозы силой. Получается, что отныне можно безнаказанно изгнать целый народ с родной земли и «решить» проблему самым примитивным и варварским методом, по принципу «нет народа — нет проблемы». Но с каких это пор и в честь чего геноцид стал средством решения международных и межнациональных споров? Цветочки такого преступного попустительства мы уже видим — уверовавшие в себя террористы, которых раньше «мочили и в сортире», теперь уже открыто и в массовом порядке убивают людей в кинотеатрах, храмах, торговых центрах и просто на улицах некогда мирных городов…
ДА, В 2008 ГОДУ РОССИЯ, ПРОЯВИВ ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ, ЗАЩИТИЛА народы Абхазии и Южной Осетии, которые встали перед реальной угрозой существования, официально признала их независимость. Но в случае с самоопределившейся в строгом соответствии с международным правом Нагорно-Карабахской Республикой, подвергавшейся с момента своего создания перманентной агрессии со стороны Азербайджана и на протяжении 30 лет ведущей неравную экзистенциальную борьбу, Кремль поддержал ущербную «территориальную целостность» агрессора во вред живому исконному праву народа на самоопределение. Практически отдав на растерзание азербайджано-турецкому тандему (несмотря на присутствие миротворцев) Арцах, Россия одновременно невольно ослабила свои позиции в мире в целом и, в частности, в вопросе отстаивания справедливых прав тех же абхазцев и осетин. При этом, надо заметить, Россия отказалась от страны (пусть и маленькой и де-юре непризнанной), где проживало, можно сказать, самое пророссийское общество — если не на всем постсоветском пространстве, то в Закавказье уж точно. Помимо прочего, уничтожен многовековой передовой рубеж христианства, игравший определенную роль в плане обеспечения региональной безопасности, в частности, в борьбе с исламским радикализмом…
Впрочем, если «умом Россию не понять», то сегодняшнюю Армению, самолично поднесшую на блюдечке кровожадному врагу Арцах, невозможно понять ни умом, ни чутьем, ни каким-либо здоровым человеческим органом…
Но тут встает другой вопрос: почему вроде бы адекватные и могущественные «геополитические центры» — покровители и стражи международного права, столь легко уступили? Почему они избирательно применяют это данное Богом всем народам и каждому человеку в отдельности право, своевольно выбирая, кого поддержать, а кого проигнорировать, подставить, погубить в практически схожей военно-политической и международно-правовой ситуации? Почему твердые факты и железные аргументы одних игнорируются, а лицедейство и откровенная ложь других проходит, как ни в чем не бывало? Почему в результате двойных стандартов этих «геополитических центров» и влиятельных держав неизменно страдают малые народы и безвинные люди? Почему в современном «цивилизованном мире» все еще действует «закон джунглей», где сильный диктует свои правила в ущерб общечеловеческой справедливости и закону?
ПОСТАВИМ ВОПРОС БОЛЕЕ КОНКРЕТНО: почему те же Россия, США и авторитетные международные организации, отстаивающие сегодня справедливые права абхазцев и осетин, еще совсем недавно бездействовали, когда блокирующие все гражданские и коммерческие перевозки в Нагорный Карабах агенты официального Баку под видом экологов и пограничников обрекали на голод, холод и другие экзистенциальные трудности и лишения целый народ, включая 30 тысяч детей, делая невыносимой их жизнь на родине? Или применение международного права в данном случае было им не выгодно?
Бездействие мировых центров, отсутствие конкретных санкций в отношении преступившего все красные линии алиевского режима привело к настоящему преступлению против человечности — этническим чисткам в древнем армянском крае, население которого целиком было вынуждено покинуть свою многовековую родину перед реальной угрозой полного истребления. Другими словами, жизненные интересы народа Арцаха были принесены в жертву геополитическим интересам влиятельных держав и гипертрофированным амбициям диктаторского бакинского режима.
Поражает, что по сей день нет предметной реакции на циничное игнорирование официальным Баку решения от 22 февраля высшей международной судебной инстанции — Международного суда в Гааге — о разблокировании Лачинского коридора. Ведь на случай невыполнения решения Суда предусмотрены конкретные международные механизмы принуждения? Где же они? Почему не применяются пресловутые санкции? Или же вонючая бакинская нефть и черная икра в современном «цивилизованном» мире дороже человеческой крови и невинной слезы на щеке ребенка?..
И с какой совестью после всего этого те же США и Россия говорят о «приоритетных задачах обеспечения прочной безопасности Абхазии и Южной Осетии через заключение юридически обязывающего соглашения о неприменении силы Грузии в отношении этих республик»? Грош цена таким соглашениям…
Двойные стандарты лишь увеличивают страдания безвинных людей по всему миру и не в состоянии обеспечить настоящие гарантии ни одному из признанных или несправедливо непризнанных субъектов международного права…