Карт-бланш на Ближнем Востоке и стратегия на Кавказе: эксперт раскрывает планы Турции

— Я думаю, что позиция Турции осталась неизменной, а эта позиция была выражена на самом высоком уровне президентом Эрдоганом. Она состоит в следующем. Турция предпримет шаги по нормализации отношений с Арменией только после того, как будет подписан армяно-азербайджанский мирный договор. А то, что на встречах с Гаджиевым присутствовал Сердар Кылыч, я думаю, это свидетельствует о том, что на этих переговорах, обсуждениях речь шла и об Армении, и Калыч из первых рук узнавал информацию об этом, на какой стадии находится процесс подписания армяно-азербайджанского договора.

— То, что процесс азербайджанского регулирования, он фактически по вине, насколько я могу судить, Азербайджана, он застопорился, то, конечно, в ближайшем будущем ожидать какого-то прорыва в армяно-турецких отношениях не приходится. Это раз. А во-вторых, а какую альтернативу мы имеем, если мы откажемся от этих переговоров? Ничего мы не получим. Я думаю, надо как раз оставаться на треке переговоров не только с Азербайджаном, но и с Турцией. Конечно, имея реалистичное представление о позиции Турции. Но если мы откажемся, мы ничего не получим.

— Я думаю, мы имеем дело с вполне конкретным случаем. Конкретика состоит в том, что есть заявления со стороны, причем неоднократные заявления со стороны Турции на самом высоком уровне. То, что фактически Турция свою позицию в армяно-турецком регулировании обуславливает армяно-азербайджанским переговорным процессом и подписанием договора. Это конкретика, это факт. А как будет, если вдруг все это решится, если вдруг армяно-азербайджанский договор будет подписан, какая будет позиция Турции, тут уже надо, так сказать, пытаться анализировать, потому что нет фактов. Я думаю, что Турция, даже после того, как будет подписан армяно-азербайджанский договор, она не пойдет на полное урегулирование отношений с Арменией, а пойдет лишь на частичное. Почему я так думаю? Я думаю, они сразу не пойдут на полное урегулирование отношений с Арменией, а будут поэтапно этот процесс урегулировать, будут поэтапно урегулировать отношения с Арменией, чтобы продолжать оказывать давление на Армению.

— Чтобы ответить на ваш вопрос, я думаю, надо как-то представить более широкую панораму тех процессов, которые сейчас происходят. На мой взгляд, мы находимся в начале новой эры в общем мировом порядке. Я имею в виду международных отношений. Новая система международных отношений начинает складываться на наших глазах. Особенностью этой системы, на мой взгляд, будет иерархическое построение, иерархическая структура. То есть будет это многополярный мир, но три государства будут иметь доминирующее положение. В первую очередь, конечно, Соединенные Штаты, Россия и в какой-то степени Китай. Почему? Потому что сейчас наступает эпоха в международных отношениях неприкрытой военной силы, неприкрытой силы сама по себе. То есть право в международных отношениях отступает в какой-то степени. И факт, такой голый факт, состоит в том, что 90% общего мировых запасов ядерного оружия находится и то ли в России, то ли в Соединенных Штатах. То есть вместе эти два государства обладают 90% ядерного оружия.

Это предполагает особую роль России и Соединенных Штатов в новом миропорядке. А Китай — это в первую очередь мощнейшая держава в экономическом смысле. Так что, я думаю, мы вступаем в этот новый мир, в новую систему международных отношений. В этой новой системе, на мой взгляд, Турция получит со стороны Соединенных Штатов карт-бланш на Ближнем Востоке. И тут и Сирия, конечно, в первую очередь Сирия, где Турция получила карт-бланш со стороны Соединенных Штатов. И она оказывает решающее влияние на процессы, которые сейчас происходят в Сирии. Так что в целом, если вот так очень коротко, то когда начнется процесс вывода тех вооруженных сил Соединенных Штатов, которые пока что остаются на Ближнем Востоке, в первую очередь в Сирии, то этот вакуум силы, который образуется на Ближнем Востоке, будет заполнять, конечно, по разрешению Соединенных Штатов, Турция. Так что у Турции новые возможности появляются на Ближнем Востоке. Турция будет стараться эти возможности усилить, использовать. И позиция Турции на Ближнем Востоке станет, я думаю, намного более сильной, чем она есть сейчас.

— Переходим уже к региону нашему Южному Кавказу. Турция по своему потенциалу это средняя держава, не великая держава. То есть, что из этого следует? Из этого следует, что Турция не может себе позволить осуществлять стратегическую политику в различных регионах. И стратегически Турция будет занята Ближним Востоком. И из этого следует, что у нас в регионе Турция не будет проявлять чрезмерную активность. Почему? Кроме того, что просто потенциала у нее, ресурсов на это не хватит. Но кроме того, после 44-дневной войны позиции Турции у нас в регионе в какой-то степени усилились. И Турция на этом этапе, я думаю, во всяком случае, если анализировать то, что сейчас происходит в отношении турецкой политики у нас в регионе. В Турции сейчас регион Южного Кавказа не является приоритетным направлением внешней политики.

То есть Турция сейчас будет довольствоваться тем, что она уже имеет. То есть новый статус в регионе, который характеризуется определенным усилением позиций Турции за счет России. Но все-таки пока что Южный Кавказ остается зоной доминирующего влияния России в геополитическом смысле. Я думаю, эта позиция России сохранится как доминирующая сила в нашем регионе. Со стороны Соединенных Штатов я не думаю, что была бы проявлена активность тем, чтобы влияние России постараться ограничить у нас в регионе. Потому что, как я уже сказал, вот эти два государства, они будут играть доминирующую роль, то есть Россия и Соединенные Штаты, и они в какой-то степени будут стараться разделить мир на сферы своего влияния. С тем, чтобы эти сферы влияния были более или менее видимыми для них. С тем, чтобы борьба за сферы влияния не привела к обострению отношений между этими двумя сверхгосударствами, чтобы опасность столкновения прямого между ними, которая может перерасти в ядерный конфликт, она была бы сведена к минимуму.

Так что, учитывая тот факт, что все-таки Южный Кавказ не является регионом первостепенного значения для Соединенных Штатов, я думаю, Соединенные Штаты будут учитывать то, что пока что у нас в регионе являются ведущей силой Россия, и не будут оказывать, так сказать, поддержку Турции в ее амбициях. То есть и сама Турция не заинтересована в обострении ситуации в нашем регионе, потому что она довольствуется тем, что уже имеет. Конечно, турецкая геостратегия, она направлена на то, чтобы достичь полного доминирования в нашем регионе. Я думаю, на этом этапе Турция будет больше занята, то есть в ближайшие годы, Турция будет больше занята Ближним Востоком. И у нас в регионе она будет заинтересована в том, чтобы то, что она уже имеет после 44-дневной войны, это зафиксировать в виде армяно-азербайджанского договора.

То есть Турция, на мой взгляд, заинтересована в быстрейшем подписании армяно-азербайджанского договора, исходя из тех соображений, о которых я говорил. А Азербайджан со своей стороны, он больше решает тактическую задачу, не то что Турция, а эта тактическая задача состоит в том, чтобы урвать как можно больше что-то от Армении, добиться больших еще уступок со стороны Армении. Так что, на мой взгляд, есть какая-то разница в восприятии ситуации у нас в регионе со стороны Турции и со стороны Азербайджана. Для Турции это больше стратегическое восприятие, а для Азербайджана это больше тактическое.

ИАЦ «VERELQ»