— Никаких сюрпризов здесь для себя я не вижу. Армянские власти проводят свою последовательную антироссийскую линию. Пашинян и его соратники всегда выступали за выдавливание России из Армении, с Южного Кавказа, ориентировались на установление договорных отношений путем уступок по всем вопросам Азербайджану и Турции. И я уже говорил в одной из наших бесед и сейчас повторю: приход русских на последнем этапе 44-дневной войны, сохранение хотя бы части Карабаха, присутствие российских миротворцев стали ударом по интересам и целям Пашиняна и его команды. Ибо их последовательной линией всегда, и до прихода к власти тоже, был отказ от Карабаха, как от обузы, мешающей, как им казалось и кажется, устанавливать дружеские отношения с соседями, привлекать в регион Запад и США и выдавить русских и российскую военную базу из Армении.
Собственно, с некоторыми нюансами эта линия продолжается. Правда, придя во власть, Пашинян понял, что одно дело быть в оппозиции, быть совершенно безответственным, озвучивать антироссийские лозунги, требовать выхода из ОДКБ, ЕАЭС, ликвидации российской базы и т.д., и другое – идти во власть и быть в ней. Он понял, что потребуется более осторожная линия, дабы не оттолкнуть от себя значительную часть населения Армении. Вспомним, что во время своих выступлений в апреле 2018 года он вообще не разыгрывал геополитическую карту (то ли сам понял, что этого не надо делать, то ли кураторы посоветовали), выставляя на авансцену только проблему борьбы против коррупции, зная, что здесь может быть единство у многих социальных групп в Армении. А если бы он разыгрывал еще и карту геополитическую, то, конечно, в обществе мог бы быть серьезный раскол.
Сегодня в ряде провластных СМИ антироссийская карта уже откровенно разыгрывается: мол, война была результатом сговора России с Турцией, поражение – результат невыполнения Россией своих обязательств по ОДКБ по отношению к Армении… Целый ряд таких вещей, которые исподволь подтачивают основы армяно-российских традиционных отношений. Ну, и, конечно, на другом полюсе этих отношений, то есть в России, тоже растет внутреннее раздражение и подозрение, и непонимание, и недовольство. Однако, Россия все-таки — великая держава с государственной традицией, с определенной традицией внешней политики. Такие державы, пока ведут отношения с той или иной страной, не выплескивают недовольство из определенных рамок, каким бы не было недовольство. Истинные настроения и истинное отношение проявляется, когда уже принимается решение – что хватит. Если же нет такого решения, внешне сохраняется как бы видимость добрососедских и даже союзнических отношений.
— Да, с одной стороны, армянские власти вроде бы формально придерживаются в публичных выступлениях тезисов о том, что Россия – союзник, отношения близкие, но при этом за спиной России проводятся переговоры с Азербайджаном и Турцией с привлечением ЕС и третьих сил. Это свидетельствует о том, что постепенно идет дрейф в том направлении, в каком, собственно, хотели Пашинян и его сторонники, когда еще не были во власти.
— А чего ожидали в Армении? Если вы обвиняете российскую сторону в организации взрыва в ТЦ «Сурмалу», какой должна быть реакция? Вы обвиняете в терроризме Россию, в потакании терроризму по отношению к своему союзнику. Более возмутительного и омерзительного шага со стороны ряда армянских СМИ невозможно представить, тем более , если учесть, что эти вбросы ни на чем не основаны, никаких фактов, доказательств. Но и есть и более серьезный момент во всем этом.
В Армении есть силы, вроде всяких там «беверов», и не только, которые живут в каком- то своем мифическом мире. Им кажется, что не сегодня-завтра обязательно французские войска придут защитить армян, потом американские, потом НАТО, потом еще кто-то. Все это закончится тем, что со временем, не дай бог, конечно, но турецкие войска будут стоять в Армении. И тогда эти глупцы, мнящие себя патриотами, наконец-то, успокоятся. Потому что с ними тогда разговаривать вообще никто не станет, у них будет другое место, и они его знают. Кстати, крайне опасна особого рода шизофрения, присущая некоторой части армянского общества – язык не поворачивается назвать их политическим классом или элитными группами. Откуда ни возьмись, у них представление, что они могут себя вести так, как себя ведет Россия. Между тем, надо понимать, что маленькие страны настолько зависимы в своем существовании от больших государств, настолько уязвимы, что одно неожиданное движение, шаги, не говоря уже о тектонических сдвигах – и их растопчут. При таком раскладе заявлять, мол, как большие державы себя ведут, так и мы будем – просто законченная шизофрения. Такие люди не созрели для того, что иметь государственность, не созрели для того, чтобы вести внешнюю политику.
Внешняя политика – это учет собственных ресурсов, соотношения сил в мире и в регионе. И вообще, амбиции могут быть какие угодно, но их реализация связана с амуницией, с имеющимися ресурсами, потенциалом – экономическим, интеллектуальным, научно-техническим, военным и т.д. Нельзя же просто болтать! У многих еще осталось восприятие с советских времен, когда огромная держава, пятимиллионная армия, тысячи ядерных боеголовок позволяли абсолютно безответственно говорить – мы с этими так-то сделаем, то-то сделаем. Каждый в своей республике мог нести все, что угодно, потому что люди говорящие не несли никакой ответственности за свои слова. Но сегодня-то Армения – независимое государство, и с таким подходом безответственные политики уничтожают ее независимую государственность.
— Вы полагаете, в России не видят ситуацию? Это сложная многомерная игра. Конечно, сегодня Россия проводит спецоперацию на Украине, конечно же, на южных границах Турция с каждым годом становится все более и более серьезным фактором. И в Москве прекрасно понимают, что Турция – очень серьезный, растущий конкурент. Я сам много раз говорил о том, что скорее всего в обозримой перспективе произойдет столкновение между Россией и Турцией, потому что слишком много не совпадающих позиций. И, конечно, в России не могут не обратить внимание, когда турецкие националисты на пантуранской конференции демонстрируют карту с отколотыми огромными кусками российской территории – от Крыма до Сибири и Дальнего Востока. И, что, в Москве должны были истерики закатить? Большей глупости трудно было бы представить. Но это все фиксируется , складывается, по этим вопросам разрабатываются определенные позиции, и в нужное время вопросы будут решаться в ту или иную сторону.
То же самое касается отношений с Азербайджаном. Неужели вы думаете, что в России не видят и не знают, что Азербайджан оказывает поддержку Украине, пытается занять в некоторой степени газовую нишу России в Европе, и т.д.? Все фиксируется, но это не детсад, чтобы истерики устраивать. Россия прекрасно понимает возможные вызовы для себя и на Южном Кавказе, и по Карабаху, по Армении. Между тем есть другой немаловажный нюанс: армянам сложно упрекать в чем-либо русских, потому что всегда есть возможность получить ответ: слушайте, если вы сами не защищаете свою государственность, если ваши руководители ничего не говорят, почему вы хотите, чтобы мы за вас что-либо говорили и делали? Сегодня армянские власти самым очевидным образом ведут к ослаблению отношений с Россией, считая, что таким образом укрепляют отношения с Турцией и Азербайджаном. Между тем для всех армян должно быть понято: сегодня Армения, как никогда после получения независимости, оказывается в одиночестве и в самом уязвимом положении. Русских хотят убрать, американцев нет, Армения остается один на один с Турцией и Азербайджаном, создавая у себя иллюзию и пытаясь такую иллюзию создать у армянского народа, что, наконец-то, наступит мир, дружба, любовь. И вообще ничто не угрожает армянскому обществу. Чем это может закончится, не стану углубляться – об этом и без того много говорится. Акцентирую другое: Россия безусловно понимает важное для себя значение своего присутствия в Арцахе и значение РМС. Другое дело, что сегодня в приоритете все же Украина, тем более что идет тотальное столкновение с Западом. И в этой войне победа России даст возможность несколько сбросить с себя этот груз, обратив более пристальное внимание на регион Южного Кавказа. Другое дело, если, не дай бог, ситуация выйдет из-под контроля.
— Из-под контроля ситуация может выйти, если Армения подпишет мирный договор с Азербайджаном и Турцией. Тогда уже армянская сторона под давлением Анкары и Баку, американцев, НАТО, и т.д., сама скажет: извините, дорогие россияне, ваше присутствие здесь вообще не имеет никакого смысла и значения, нас не надо ни от кого защищать. Этот вариант тоже не исключен. Но будем надеяться, что когда несколько освободятся ресурсы и внимание России с украинского направления, все-таки Москва не даст возможности, чтобы ситуация развивалась в вышеупомянутом направлении до точки невозврата. Когда уже Россию поставят перед фактом. Я как-то говорил, что Пашинян с Алиевым и Эрдоганом играет в одной команде против Путина. Но эта игра еще не закончена. При том, что ее конечная цель — выдавливание России из региона.
— Провалы?! Назовите мне хоть один. В свое время я гордился армянской внешней политикой, считаю, что внешняя политика тандема Сержа Саргсяна и Эдварда Налбандяна была просто блестящая. Это настоящая жемчужина в армянской политике по своей зрелости, продуманности, последовательности во всем. Достаточно сказать, что на протяжении всех тех 10-ти лет, Азербайджан ни разу не имел возможности ставить армянскую сторону в сложное положение на международных площадках. Сопредседатели МГ ОБСЕ практически всегда выступали в поддержку Армении, потому что армянская позиция была фундирована. Посредники много раз давили на Азербайджан с требованием пойти на серьезные уступки, да и сам Ильхам Алиев публично говорил о том, что его заставляли отказаться от Карабаха и заключить окончательное соглашение, по крайней мере, по промежуточному статусу НКР в соответствии с Мадридскими принципами. Блестящая была внешнеполитическая линия, приведшая к Казани. Если бы Алиев под занавес не выдвинул 10 еще каких-то там условий, подписание завершило, закрепило бы на всем арцахском пространстве в 12 тыс. кв.км., вместе с освобожденными районами, международные гарантии, и Карабах бы развивался. Правда, со временем 5 районов возвращались, но был бы полный контроль над Лачинским коридором, Кельбаджаром, и т.д.
А давайте вспомним, сколько раз Азербайджан пытался перевести обсуждение карабахского вопроса на другой уровень, вывести его из Минской группы ОБСЕ с председательством трех сопредседателей на другие площадки, привлечь Турцию. Все это пресекалось на корню, что требовало очень серьезной ювелирной дипломатической работы. Я уж не говорю о «футбольной дипломатии». То и дело приходится слышать, дескать, турецкая дипломатия самая хитрая, самая изощренная, такая-сякая. При этом с армяно-турецкими протоколами они попали в ловушку – когда лишь в последнюю минуту турецкий министр иностранных дел понял, что, если они подпишут протоколы без всяких заявлений по поводу Азербайджана, в Баку это превратится в траур, и турецкие националисты тоже им проходу не дадут.
— Вот именно – вынуждены. Правда, они потом его не ратифицировали, что армянская дипломатия, кстати, тоже предугадала. Но турки, повторюсь, попали в расставленную ловушку, шли до конца, и подписали, и это результат виртуозного уровня армянской дипломатии. Перед мировым сообществом турки опозорились. Сами вели переговоры, сами подписали армяно-турецкие протоколы, а потом сами от них отказались. Представляете, что это значит?
Не могу не отметить, что совершенно блестящая была армянская дипломатия маневрирования в ситуации, когда отношения с Россией были ближе не бывает, но при этом старались не портить отношений ни с Вашингтоном, ни с Брюсселем. И это получалось. Когда Армения собиралась подписать договор о Восточном партнерстве с Евросоюзом, последний поставил перед армянами условие — как перед Украиной и Грузией: или вы с нами, или вы с Россией. Ответ был дан совершенно четкий: при варианте «или – или», мы выбираем Россию. И это не создало конфликтной ситуации с Россией, как произошло с Украиной и Грузией, окончательно ставших на патологически антироссийские позиции. И опять же, именно из-за принципиальной позиции армянской стороны, Евросоюз пошел на уступки Армении, заявив: если вы сохраняете свои обязательства перед ОДКБ, ЕврАзЭС, перед Россией, мы согласны с этим, вы можете подписать с нами договор, и в этом контексте будут рассмотрены возможности предоставления Армении определенных льгот, поддержки, и т.д. со стороны Евросоюза.
То есть армянская дипломатия добилась того, что Армения ничего не потеряла на российском направлении и обрела еще кое-что на европейском. Подобная, повторюсь, ювелирная дипломатическая работа требует признания, армянская общественность до сих пор не отдала должного внешней политике Саргсяна-Налбандяна. Зато чего много, так это голословной критики со стороны разного рода глупцов и неучей…
— Приходится констатировать, что пашиняновская власть не только не смогла подняться до того уровня внешней политики, который она унаследовала, но опустила этот уровень ниже некуда. И поэтому Армения оказалась в абсолютном одиночестве, не имеет никаких гарантий, за исключением тех, которые все еще в той или иной форме присутствуют в рамках ОДКБ. При этом и во время 44-дневной войны, и сейчас, мы наблюдаем полную импотентность американской внешней политики в этом регионе, по крайней мере, по отношению к Армении. Со стороны Франции – приятные слуху мессиджи и полное бездействие. И все это приправлено заблуждением существенной части армянского общества на предмет того, что «заграница нам поможет». При этом – демонстративно антироссийская линия в пропаганде внутри Армении, в политическом пространстве. С предсказуемыми результатами. Нынешним руководителям еще помечтать, если, конечно, удастся сохранить государственность, о такой внешней политике, какая была в 2008-2018 годах.